В начале сентября стало известно, что Российский оскаровский комитет выдвинет картину "Собибор" на соискание премии Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке. Какие еще фильмы могли побороться за честь страны не сообщалось, но среди вероятных кандидатов должны были оказаться картины "Лето" опального режиссера Кирилла Серебренникова, самый кассовый фильм в истории российского кинематографа "Движение вверх" и драма Алексея Германа младшего "Довлатов" о знаменитом писателе. "Собибор" стал режиссерским дебютом популярного артиста Константина Хабенского, в активе которого многочисленные роли не только в российских фильмах, но и в зарубежных. Он снимался в "Ночном дозоре", "Географ глобус пропил", "Особо опасен", "Ирония судьбы: продолжение" и "Шпион, выйди вон!", трижды выигрывал Золотого орла и один раз взял премию Ника. Есть ли у Хабенского шансы пополнить свое резюме еще и заветной статуэткой Американской киноакадемии? Обсудим здесь.
Начнем с того, что "Собибор" рассказывает историю о единственном успешном восстании в нацистском лагере смерти. Тема холокоста на удивление редко затрагивается в российских фильмах. Наши деятели культуры предпочитают снимать о героических поступках, о боях до последней капли крови, о том, как вся страна восстала в едином порыве против бесчеловечного врага. "Собибор" - фильм принципиально другой, ставящий во главу угла человечность или по крайней мере старающийся это делать. Поэтому неудивительно, что наш оскаровский комитет посчитал, что именно такой фильм более всего понравится американским киноакадемикам, большое число которых является евреями. Не зря они с таким рвением награждают фильмы, рассказывающие о мытарствах еврейского народа. Самым ярким проявлением наверное будет фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера", победитель в семи номинациях на премию Оскар.
Однако следует помнить, что "Список Шиндлера" был так тепло принят не только заскорузлыми киноакадемиками. Он неоднократно появлялся на верхушках списков лучших фильмов за всю историю мирового кинематографа. "Собибор", при всем уважении к создателям, и рядом не стоит со званием лучшего фильма всех времен и народов. Мы тут не обсуждаем сейчас вкусовщину, но критики и зрители сошлись во мнении, что фильм в лучшем случае удобоваримый, не более. И в этом заключается главная проблема для "Собибора". Борьба не просто за выигрыш, но даже за номинацию в категории Лучшего фильма на иностранном языке каждый год разыгрывается нешуточная. Ведь каждая страна выбирает свой лучший фильм и потом отправляет его соревноваться с лучшими фильмами других стран. Чтобы пробить себе дорогу, фильм должен не только затрагивать острые, злободневные темы, но и демонстрировать четкое режиссерское виденье и резонирующую историю. Такие фильмы раз за разом производит другой российский режиссер Андрей Звягинцев, который был номинирован на премию дважды, но даже он не сумел выиграть в тяжелейшей борьбе.
Хабенский, к большому прискорбию, не Звягинцев, и вряд ли можно его за это винить. Это все-таки его дебютная картина, проба пера, так сказать. К тому же, он еще играл в ней одну из главных ролей. Это невероятно тяжелая задача и огромная ответственность, с которой Хабенский как минимум справился, и это уже в своем роде достижение. Ждать чего-то большего не приходится. Фильм не показывался ни в одной официальной программе любого кинофестиваля и не оставил никакого следа за пределами границ России. Те же фильмы Звягинцева как правило сначала активно демонстрируются по всему миру, прежде чем браться за американских киноакадемиков. Чтобы у фильма появился шанс кого-то впечатлить, надо чтобы о нем как минимум говорили.
Поэтому реальных шансов не только на саму премию, но даже на номинацию на Оскар у "Собибора" нет. В современном политическом климате все и так работает против русских, и пусть Хабенскому удается оставаться вдали от политики, он не выступает так ярко против системы, как те же Звягинцев или Серебренников, за что последним могут начислять дополнительные бонусы на западе. Однако даже "Лето" вряд ли бы прошло отбор. Надо признать, что увы за последний год не вышло ни одного фильма способного привести Россию к победе на главном кинематографическом мероприятии года.
А вы смотрели "Собибор"? Думаете, он достоин номинации на Оскар? Делитесь своими мнениями и не забывайте подписываться на канал.