Найти тему
вот вспомнилось...

Средневековое покаяние: цена спасения души. Часть 1

Отбиваясь от распространения языческих религий на территориях, распавшейся римской империи, христианская церковь все больше старается закрепить свои позиции в жизни паствы. Под контроль и порицание попадают нравственная мораль и поступки. Уже в XI веке церковь каталогизирует грехи, закрепляя за каждым цену прощения.

Ответственно к данному вопросу подошел Бурхард - еписпок Вормский. Автор с юридическим образованием и обширным знанием канонов посвятил каталогизации грехов значительный раздел своих трудов, названный Уложением Бурхарда. Основным отличием от работ предыдущих авторов было то, что исповедь с последующим прощением была заменена ступенчатым наказанием, иногда сопровождающим грешника всю жизнь. Принцип трактата прост — можешь грешить сколько угодно, главное успеть покаяться перед смертью. Именно тогда в обществе внезапная смерть стала восприниматься как кара Господня, лишившая душу прощения.

Знатные слои общества восприняли нововведение с большой долей скептицизма, принимая рекомендательный характер Уложения. В качестве лояльности церковь отреклась от совокупного суммирования прегрешений, сочтя наказания Бурхарда и так суровыми. Среди покаяний, назначаемых после постов, были распространены, обеты молчания, самобичевание, паломничество, труд в монастырских стенах, непрерывные молитвы, содержание тела в холоде и голоде.

Убийство ближнего своего

-2

За убийство полагалось уход в монастырь с дальнейшим услужением аббату-надзирателю всю жизнь. Или же отказаться от всего, чем владеешь. До смерти не мыться, не жениться, передвигаться пешком, оставить военную службу, не есть мяса кроме как в Пасху, Рождество и Троицу, не входить в стены церкви, и ожидать причастия лишь на смертном одре. За убийство родственника грешник мог сохранить семью, блюсти пост в еде лишь до 3 часов дня исключая праздники и воскресения. Вымаливание прощения на пороге храма ежедневно в течение года, а затем в углу внутри церкви еще год. Убийство человека не было столь серьезным проступком, в сравнении с современными понятиями. С V века среди франков и германцев за подобное преступление лишь взимали штраф, соответствующий социальному положению преступника. Неудивительно, что в обществе распространялась жажда мести со стороны родных убитого. Тем более, покаяние за убийство в качестве мести составляло - в течение 7 лет, ежегодно блюсти сорокадневный пост на воде и хлебе. А затем еще 4 года соблюдать посты в 40 дней перед Рождеством и днем Иоанна Крестителя.

Блюди себя в морали и чистоте

-3

За прелюбодеяния внутри семьи, коими считались измены с родственниками жены (или мужа), обманутый супруг имел право аннулировать брак и вступить в новый. Виновные, же обязаны пожизненно блюсти безбрачие и усмирять плоть способом, назначаемым сановником. Первые 15 лет обоим надлежит поститься водой и хлебом. Причем в случае прелюбодеяния мужчины с невесткой или сестрой жены, он мог отделаться лишь 7 годами покаяния. А вот соучастница распутства (невестка/свояченица) пожизненно несла груз вины. При этом ее собственный брак подлежал расторжению. Причина неравенства наказания — распущенность и слабость женского духа.

Если же измена была с посторонними женатыми людьми, то после расторжения брака, обманутый супруг не мог вступить в новый брак, пока виновник расторжения первого союза жив.

За совокупления ненадлежащего рода полагалось поститься на хлебе и воде:

  • 5 дней за принуждение супруги к разным позам или близость в периоды беременности, болезни;
  • 40 дней - в период предпраздничных постов и сорокадневный послеродовой период, и 5 дней если супруг был пьян, не ведал что творит (в данном случае за 20 монет возможно откупиться);
  • 4 дня за невоздержанность по воскресениям;
  • 20 дней за связь неженатой пары;
  • 10 дней — рукоблудие (детское — 1 день);
  • 10 лет — за страсти содома, (а рецидивистам — 12 лет);
  • 7 лет за скотоложство, с назначенным сановником, пожизненным покаянием (усмирение плоти бичами);

Смущают некоторые сроки, за не сопоставимые по тяжести, преступления. Видимо при написании своего труда епископ Бурхард опирался на работы прошлых веков и пытался совершенствовать наказание по своему высокому ощущению нравственности.

Далее шли грехи, содеянные против милосердия. Ими страдали в основном феодалы, забирая последнее имущество, отказывая в защите и милостыне. Для знати наказание не могло быть суровым — после 30 дней на воде и хлебе, кюре дарует прощение.

Воровство было оценено 10-20 днями поста с возмещением платы за похищенное. Если же стоимость краденого превышала 40 су, то и покаяние могло быть более тяжким. В основном такие преступления были связаны с кражами еды от отчаяния и голода. Грабежи с применением силы ужесточали покаяние в зависимости от стоимости ущерба. Но за кражу церковного имущества, получить прощение от церкви возможно лишь при соблюдении трех больших постов ежегодно, в течение 7 лет.

От 10 до 40 дней поста можно было получить за невоздержанность в еде. Паства умудрялась доводить себя в праздники до рвоты на литургиях, приходить пьяными к причастию и валяться подобно скоту у ворот храма.

Так в до инквизиционный период при слабой судебной системе средневековья, церковь боролась за мораль и внедряла благочестие. Ненасильственный способ навязывания ценностей не один век носил рекомендательный характер. Люди наловчились использовать Уложение против недругов из зависти, мести или собственного удобства. Чтобы подвергнуть кого-то наказанию, достаточно лишь самому свидетельствовать против выбранной жертвы или написать донос, заручившись поддержкой других клеветников.