Эмиль Золя написал книгу “Западня” в 1877 году. Это натуральное списывание жизненной истории в вечном ожидании: стопки водки, получки мужа-алкоголика, четыре монетки на хлеб, поджаренного горошка с салом и стакана добротного вина.
Главная героиня книги - блондинка Жервеза, ее муж Купо и бывший любовник Лантье.
С детства закрепился стереотип, что если человек - француз, то его любовница знакома с законной женой. Или любовник жены - закадычный друг мужа, словно сюжет "Западни" воплотился в жизнь. Книги Дюма убедили детскую душу в том, что французы вечно купаются в любовных лучах страстей. Но французы в книгах ведут себя парадоксально - осуждают нечестных жен и глумятся над рогоносцами, но с удовольствием, с превеликой ухмылкой разбазаривают сплетни о постельных похождениях.
Вот и здесь сюжет не вертится вокруг любовных отношений, но пронизан намеками на страсть и похоть. Госпожа Лера, сестра Купо и вдова, общается двусмысленными фразами, словно ее мечта - стать добропорядочной парижской куртизанкой. В начале сюжета Лантье и Жервеза не женаты, но у них двое детей, которых любовник бросает на попечение матери и сам уходит к любовнице. Спустя двадцать лет Жервеза поддается на уговоры Лантье и делит с ним ложе, но не в надежде получить любовь и заботу. Ей хочется оказаться как можно дальше от мужа-алкоголика.
В книге параллельно текут пять сюжетных линий, основанных на оттенках любви, которую французы знают вдоль и поперек.
Платоническая любовь Гуже к Жервезе: он любит ее замужней, с детьми, разжиревшей и похудевшей до костей, готовой лечь с мужчиной ради куска хлеба. Предлагает Жервезе убежать от пожирателей, Лантье и Купо, спонсирует открытие прачечной и отказывается жениться на другой девушке.
Страстная любовь Наны к постельным делам. Мама не уделяла внимание и время на воспитание дочери, поэтому Нана училась сама. Она украдкой наблюдала за кувырканиями матери и Лантье в детстве, росла кокеткой и озорницей, сплетничала с девушкой из цветочного цеха и любовных забавах и похождениях.
Страстная любовь к выпивке и к лакомствам. Купо утоляет жажду жизни жаждой к алкоголю и развлечениям. В начале книги он кажется славным малым - шутит, заставляет людей смеяться, разбавляет нагнетающую атмосферу бедности. Со временем только выпивка поддерживает в нем веселый дух - человек превратился в ничтожество, алкоголь выжег мозги. Скотиной его не считают только друзья по выпивке - они лучшие, а остальные - пройдохи, которым бы заработать на чужом горе. Купо полюбил выпивку сильнее собственной жизни, дочери и жены, благоразумия и богатства. За стакан водки продал жену, которая днями не кушала и сгнила в нищете.
Жервезу же поглотила любовь к аппетитной еде. Это не порок, если балуешь себя время от времени. Но пороком становится то, куда погружаешься от неудовольствия жизни. Жервеза одна работала и тащила на себе семью. Не вкладывая денег в детей, кормила и одевала двух взрослых мужчин. В еде, а чуть позже и в выпивке молодая блондинка находила удовольствие. Ради сочной говядины и овощного рагу, добротного стаканчика вина можно прожить еще один денек ее никчемной жизни, дотерпеть до завтра, когда станет лучше.
Ленивая любовь Лантье. Пройдоха только и жил ради того, чтобы другой зарабатывал на его жизнь. Сначала Жервеза, затем многочисленные любовницы, опять Жервеза, Вирджини и очередная мадам. Он как паук поглощал все вокруг: в его рот попали доходы с прачечной и сладости из бакалейной. Франт любил пускать пыль в глаза, скрывая личную убогость за улыбкой и лестью к жителям квартала.
Книга была опубликована в 1877 году, но следы истории Жервезы и семьи прослеживается сейчас. Добавьте современных декораций в эпоху виртуального общения, где обольстить человека стало в миллион раз легче. Женщины так и продолжают жить надеждами о том, что мужья изменятся, а жизнь наладится. Мужчины остаются такими же и не видят смысла и нужды в изменениях. Мечты остаются мечтами, ожидания - ложными надеждами,пока нищета и бедность поглощают души и разрушают их.