Найти тему
Агата Колобанова

Как научиться не кричать на детей. Часть шестая. «Я сделаю это потом», или прокрастинация.

Многим людям свойственно откладывать дела на потом. Если человек слишком сильно поддается этому желанию и постепенно «обрастает» множеством отложенных и не выполненных дел, это свойство называют «прокрастинация».

Склонность к прокрастинации есть у всех людей, но одни научились с нею справляться, а другие – нет.

И, естественно, сильнее всего склонность к прокрастинации выражена у детей. О детской прокрастинации мы и поговорим.

Собственно, детская прокрастинация является одной из разновидностей детской безответственности, но такой раздражающей, что достойна отдельной статьи.

Ребенок испытывает иллюзию бесконечного времени, ему кажется, что он все успеет, поэтому ребенок никуда не торопится. И поэтому ребенок стремится сначала заняться интересными занятиями, а потом уже – занятиями нелюбимыми, например, уроками или своими домашними обязанностями.

При этом ребенок искренне не понимает гнева и возмущения родителя. Он же не отказывается выполнить поручение. Он обязательно все сделает. Только потом. А потом кончается день, и мрачный усталый родитель до поздней ночи контролирует ребенка, который давно уже должен был сделать уроки, да вот… отложил на потом. Естественно, усталый ребенок капризничает, не менее усталый взрослый раздражается и нередко срывается на крик.

Воздействовать на ребенка руганью и упреками бесполезно, ребенок просто не умеет планировать свой день. Поэтому наша задача – научить ребенка правильно распределять свои дела и не откладывать на потом важные занятия и обязанности.

Прежде всего, нам необходимо заранее спланировать день ребенка с учетом его медлительности. И поставить будильник на определенное время. Выглядеть это должно примерно так: «В четыре часа ты садишься делать уроки. Не, именно в четыре часа. Нет, потом нельзя. Да, именно в четыре. Потому что это самое лучшее время для уроков».

Раз за разом мы четко привязываем график ребенка ко времени. В результате, ребенок раз за разом начинает выполнять уроки вовремя.

Но не надейтесь, что все сразу станет просто и легко. Во-первых, ребенку необходимо привыкнуть к тому, что теперь он должен садиться за уроки в определенное время. Во-вторых, он будет много и сильно отвлекаться.

По окончании уроков каждый раз обсуждаете с ребенком, сколько времени ему осталось на игры, и как хорошо, что теперь можно играть и не задумываться об уроках – ведь они уже сделаны. Можно вспомнить пословицу «сделал дело – гуляй смело».

Сначала убеждаемся, что первый этап нашего плана отучения ребенка от прокрастинации, то есть, приучение ребенка делать дела, привязав их начало к определенному времени, дал эффект и ребенок начал привыкать садиться за уроки (и делать прочие дела) вовремя. Потом приступаем к «стадии «Б»».

Теперь наша задача – сделать так, чтобы ребенок не отвлекался прямо во время занятий. Потому, что его отвлечение, это тоже прокрастинация. Он откладывает продолжение дело на потом, переключаясь на сиюминутные интересы.

Нам понадобится таймер. Таймер, это очень полезное устройство, оно должно быть в арсенале любого родителя.

Делим длинные и сложные дела, например, домашние задания, на небольшие простые задачи. Простые дела, например, вынос мусора или чистку зубов, учитываем целиком, без деления. И назначаем время, за которое ребенок должен успеть выполнить свою задачу. При правильно поставленной ситуации ребенок воспринимает включение таймера в ситуацию как игру. Теперь у него есть игровая задача – успеть за отведенный отрезок времени.

Очень важно выделить ребенку достаточное количество времени. Он должен иметь возможность уложиться без спешки и паники, просто не отвлекаясь в процессе. Тогда ребенок будет сам заинтересован в том, чтобы не отвлекаться и не откладывать продолжение своего занятия, а успеть вовремя и гордиться собой.

Не забывайте хвалить ребенка за успешно и вовремя выполненные задания. Я уже писала в одной из своих статей о том, как важна для ребенка похвала, и почему похвала для ребенка так важна.

Параллельно вводим третий этап переучивания ребенка, «стадию «В»». Учим ребенка получать удовольствие от осознания выполненного дела.

Для этого нам понадобится лист плотной бумаги, лучше формата А3. Пишем самой левой колонкой дела, которые ребенок должен выполнить за день. Пишем самой верхней строкой даты. Теперь, выполнив дело, ребенок может пометить его в своем листе (внимание! Это работает гарантированно со школьниками, а вот дети дошкольного возраста не всегда понимают концепцию). Если ребенок плохо читает, можно нарисовать или вклеить небольшие картинки, обозначающие дело.

Поняв суть идеи, дети, обычно, с большим удовольствием помечают выполненные за день дела, так как это повышает их самооценку. А чтобы выполненное дело пометить, его нужно сделать.

Не рассчитывайте, что введение новых правил изменит вашего ребенка за несколько дней или даже за неделю. Ребенок должен ощутить и осознать все плюсы и удобства новой системы, на это может уйти не одна неделя. Но результат вполне оправдывает потраченное время.

Часть первая, анализ ситуации.

Часть вторая, домашние задания.

Часть третья, ребенок игнорирует замечания.

Часть четвертая, ребенок ведет себя вызывающе.

Часть пятая, бунт ребенка.

Уважаемые родители. В первой части цикла статей присутствует список проблем. Которые я планирую разбирать. Если вдруг в этом списке нет проблемы, которая затрудняет воспитание ребенка лично для вас, сообщите мне, пожалуйста, о ней в комментариях, чтобы я могла разобрать и ее тоже.