Связано ли это с политикой?
Судьба гипермаркета Castorama, с помпой открывшегося весной в столице РТ, под вопросом. Управляющая компания заявила об уходе с российского рынка, но сроки и другие подробности пока не раскрываются. Продавцы же узнали о предстоящем закрытии лишь из СМИ.
В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» пришел официальный релиз Kingfisher с комментарием генерального директора Вероник Лори. «Мы делаем все возможное для реализации нашего плана трансформации и создания сильного долгосрочного бизнеса. В рамках этого обязательства мы приняли сложное решение прекратить свою деятельность в России. Это привлекательный рынок, но наша доля на нем относительно небольшая, — признают в компании. — Хочу поблагодарить всех наших коллег в России за преданность компании и заинтересованность в работе с покупателями».
В ответе Лори также сообщается, что «магазины продолжат работу в обычном режиме», несмотря на объявление об уходе с рынка. Это противоречие в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» прояснила руководитель отдела по корпоративным и внешним коммуникациям компании Елена Шуливейстрова. По ее словам, руководство компании Kingfisher «будет рассматривать разные варианты ухода с рынка». «Сейчас мы объявили только о намерении [покинуть российский рынок]. Как только будут детали, мы будем об этом говорить, но пока их нет», — заключила она.
Упоминание о слабых позициях на российском рынке DIY, Household & Gardening звучит правдоподобно. Как рассказывала «БИЗНЕС Online» партнер агентства M.A.Research, руководитель направления «Ретейл» Анна Синявская, по итогам 2017 года лидерами были «Леруа Мерлен» (продажи около 230 млрд рублей), не представленный в Казани питерский «СТД Петрович» (37,8 млрд) и OBI (36 млрд). По мнению эксперта, в Казани на первом месте тоже «Леруа Мерлен», второе — у «Мегастроя» («Агава»), третье — у OBI.
Что касается Kingfisher, то в третьем квартале 2018−2019 финансового года ее выручка в России сократилась на 6,4% до 101 млн фунтов стерлингов ($129 млн). В 2017−2018 финансовом году российский бизнес показал операционный убыток в размере 8 млн фунтов стерлингов. По итогам 2017 года выручка ООО «Касторама Рус» (операционная структура сети Castorama) сократилась на 4% до 32,5 млрд рублей, следует из данных аналитической системы «СПАРК-Интерфакс».
По мнению гендиректора «А-Девелопмент» Мурата Ахмерова, решение прекратить работу в России продиктовано экономическими показателями. Хотя нельзя полностью обойти и политический нюанс: известные сложности между Великобританией и Россией могли наложили свой отпечаток. Что касается казанского рынка, то они зашли туда, где уже была представлена «Леруа Мерлен» двумя магазинами, местная «Агава» и «Мегастрой». «Я не скажу, что они лишними были, — говорит Ахмеров. — Можно вспомнить историю IKEA: когда они открылись в 2005 году, то долгое время были в убытке. Даже шел спор о том, что им были предоставлены неправильные данные о покупательской способности потенциальных покупателей. Однако со временем благосостояние граждан росло, и IKEA начала получать прибыль».