Основным танков союзников во Второй мировой был американский M4 Sherman. Наряду со своими «коллегами», он применялся в Африке, Европе и даже на Восточном фронте. А после окончания этого конфликта, «Шерманы» использовались в сражениях периода Холодной войны. Корейская, арабо-израильские войны и столкновения Индии и Пакистана – все это не обошлось без американской машины. Последние выстрелы «Шерман» сделал через 50 лет после начала производства – во время войны в Югославии.
С начала серийного производства в 1942 году, было собрано почти 50 тысяч танков разных модификаций. Это делает M4 Sherman вторым по распространенности танком Второй мировой, и третьим – из когда-либо выпускавшихся. Более того, в ряде стран Южной Америки, эти танки состоят на вооружении до сих пор.
За годы производства танк неоднократно модернизировался: менялся корпус, башни, моторы и вооружение. По этой причине, мы не будем говорить о характеристиках той или иной модификации, а сконцентрируемся на внутренних объемах машины. Экипаж машины состоял из пяти человек: механик-водитель, помощник водителя, заряжающий, наводчик и командир. Посмотрим, что они видели под броней танка M4 Sherman.
Механик-водитель
Этот член экипажа располагался в левой части отделения управления. Слева от него располагался приборный щиток с необходимой информацией, спереди (между ног) – рычаги управления и педали, справа – корпус трансмиссии, отделяющий его от помощника водителя.
В зависимости от модификации, водителю была доступна мощность от 350 (Continental R975) – до 500 сил (Ford GAA). 5-скоростная КПП с синхронизаторами имела двойной дифференциал «Cletrac». Это облегчало управление, но ограничивало маневренность – танк не мог разворачиваться на месте. При закрытом люке наблюдение производилось посредством вращающегося перископического прибора M6. На ранних версиях была смотровая щель с бронированной крышкой, но она добавляла уязвимости, и позже от нее отказались
Примечательно, что сидения водителя и его помощника обладали регулировкой, что добавляло комфорта.
Помощник водителя
В правой части корпуса располагался помощник водителя. Его основным инструментом был 7,62-мм пулемет M1919, установленный на шаровой турели в лобовой части корпуса. В отличие от советских и немецких аналогов, пулемет был «слепым» - без амбразуры или прицельного приспособления. Стрелок ориентировался по трассерам, видимым в перископический прибор наблюдения или по подсказкам командира. Патроны к пулемету хранились по бортам отделения управления.
За сидением помощника водителя в полу располагался эвакуационный люк. Слева, над кожухом трансмиссии – «капюшон». Чехол из непромокаемого материала со стеклами. Он предназначался для защиты от непогоды при езде с открытыми люками. С закрытым люком видимость ограничивалась визиром неподвижного перископа M6.
Заряжающий
Первый башнер располагался в башне, слева от казенной части 75-мм пушки. В полу боевого отделения и вдоль задней стенки башни располагалась укладка первой очереди. Остальные снаряды хранились в бортовых нишах (две – справа, одна - слева) и на полу танка (за эвакуационным люком). Самым тяжелым снарядом для пушки M3 был бронебойный M61 (6,6 килограмма), подкалиберный выстрел был почти вдвое легче– 3,8 килограмма. Всего, танк вмещал 97 75-мм снарядов, 300 12,7-мм, и 6750 7,62-мм патронов.
В крыше башни располагался перископический прибор наблюдения M6 и 2-дюймовая мортирка для стрельбы дымовыми гранатами. За спиной заряжающего устанавливался вспомогательный генератор, который питал системы танка при выключенном двигателе.
Изначально, заряжающий не имел собственного люка, но на поздних версиях это исправили. Иногда, у люка добавляли еще один 7,62-мм пулемет.
Наводчик
Оператор 75-мм пушки M3 (на первых версиях) располагался в башне, справа от казенной части орудия. Вход-выход в танк осуществлялся через люк командира. Основным был телескопический прицел M55 с трехкратным зумом. В крыше башни устанавливался перископический прибор наблюдения M3 с резервным прицелом M38A2. Стрельба из основного орудия и спаренного пулемета велась посредством ножных педалей – но был вариант, позволяющий стрелять «со шнура». Привод поворота башни был гидравлическим, что позволяло совершить полный оборот за 16 секунд. В случае поломки механизма, повернуть башню можно было вручную.
Справа от наводчика установлен азимутальный указатель, облегчавший стрельбу с закрытых позиций. Впервые в танкостроении, «Шерманы» получили стабилизатор орудия. Он все еще не позволял вести огонь с ходу, но компенсировал колебания после выстрела, позволяя не терять цель из поля зрения.
Командир
Место лидера экипажа располагалось за сидением наводчика. У командирской башни крепился крупнокалиберный пулемет M2HB. За спиной командира, в башенной нише устанавливалась радиостанция SCR 508 (позже – 528 и 538), за связь с экипажем отвечал прибор BC 605. Над радиостанцией находился пистолет-пулемет «Томпсон» с магазинами к нему.
Для обзора за полем боя при закрытых люках, командиру были доступны шесть перископических приборов в командирской башенке (на поздних моделях). До этого командиру приходилось довольствоваться одним вращающимся перископом M6. Частично, командир мог дублировать наводчика – у него были свои приводы поворота башни.