Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Внутри американского танка M4 Шерман

Оглавление

Основным танков союзников во Второй мировой был американский M4 Sherman. Наряду со своими «коллегами», он применялся в Африке, Европе и даже на Восточном фронте. А после окончания этого конфликта, «Шерманы» использовались в сражениях периода Холодной войны. Корейская, арабо-израильские войны и столкновения Индии и Пакистана – все это не обошлось без американской машины. Последние выстрелы «Шерман» сделал через 50 лет после начала производства – во время войны в Югославии.

"Шерман" 3-й бронетанковой дивизии США на французском побережье, 1944 год
"Шерман" 3-й бронетанковой дивизии США на французском побережье, 1944 год

С начала серийного производства в 1942 году, было собрано почти 50 тысяч танков разных модификаций. Это делает M4 Sherman вторым по распространенности танком Второй мировой, и третьим – из когда-либо выпускавшихся. Более того, в ряде стран Южной Америки, эти танки состоят на вооружении до сих пор.

Расположение узлов и агрегатов модели M4A2
Расположение узлов и агрегатов модели M4A2

За годы производства танк неоднократно модернизировался: менялся корпус, башни, моторы и вооружение. По этой причине, мы не будем говорить о характеристиках той или иной модификации, а сконцентрируемся на внутренних объемах машины. Экипаж машины состоял из пяти человек: механик-водитель, помощник водителя, заряжающий, наводчик и командир. Посмотрим, что они видели под броней танка M4 Sherman.

Механик-водитель

Общий вид на место механика-водителя
Общий вид на место механика-водителя
В отличии от советских и немецких танков, рычаги управления "Шермана" располагались между ног мехвода
В отличии от советских и немецких танков, рычаги управления "Шермана" располагались между ног мехвода

Этот член экипажа располагался в левой части отделения управления. Слева от него располагался приборный щиток с необходимой информацией, спереди (между ног) – рычаги управления и педали, справа – корпус трансмиссии, отделяющий его от помощника водителя.

Приборный щиток устанавливался под углом, у левой стенки корпуса
Приборный щиток устанавливался под углом, у левой стенки корпуса
Этот ракурс позволяет полнее оценить пространство, отведенное водителю
Этот ракурс позволяет полнее оценить пространство, отведенное водителю
Вид спереди. Водителя от его помощника отделял кожух трансмиссии
Вид спереди. Водителя от его помощника отделял кожух трансмиссии

В зависимости от модификации, водителю была доступна мощность от 350 (Continental R975) – до 500 сил (Ford GAA). 5-скоростная КПП с синхронизаторами имела двойной дифференциал «Cletrac». Это облегчало управление, но ограничивало маневренность – танк не мог разворачиваться на месте. При закрытом люке наблюдение производилось посредством вращающегося перископического прибора M6. На ранних версиях была смотровая щель с бронированной крышкой, но она добавляла уязвимости, и позже от нее отказались

Сидение механика-водителя было обито кожзамом, и регулировалось по высоте
Сидение механика-водителя было обито кожзамом, и регулировалось по высоте

Примечательно, что сидения водителя и его помощника обладали регулировкой, что добавляло комфорта.

Помощник водителя

Общий вид на отделение управления. Справа от водителя сидел не стрелок-радист, а "помощник водителя", который управлял курсовым пулеметом M1919 и мог дополнить или заменить заряжающего
Общий вид на отделение управления. Справа от водителя сидел не стрелок-радист, а "помощник водителя", который управлял курсовым пулеметом M1919 и мог дополнить или заменить заряжающего

В правой части корпуса располагался помощник водителя. Его основным инструментом был 7,62-мм пулемет M1919, установленный на шаровой турели в лобовой части корпуса. В отличие от советских и немецких аналогов, пулемет был «слепым» - без амбразуры или прицельного приспособления. Стрелок ориентировался по трассерам, видимым в перископический прибор наблюдения или по подсказкам командира. Патроны к пулемету хранились по бортам отделения управления.

Полка над трансмиссией использовалась для хранения запасных стеклоблоков перископов M6, которые часть поражали осколками и стрелковым оружием. На фото это место занято чехлом, который позволял вести танк при открытых люках - невзирая на непогоду
Полка над трансмиссией использовалась для хранения запасных стеклоблоков перископов M6, которые часть поражали осколками и стрелковым оружием. На фото это место занято чехлом, который позволял вести танк при открытых люках - невзирая на непогоду
-11
7,62-мм пулемет M1919 не имел прицела, посему помощник ориентировался на трассеры, за которыми наблюдал через свой перископ
7,62-мм пулемет M1919 не имел прицела, посему помощник ориентировался на трассеры, за которыми наблюдал через свой перископ

За сидением помощника водителя в полу располагался эвакуационный люк. Слева, над кожухом трансмиссии – «капюшон». Чехол из непромокаемого материала со стеклами. Он предназначался для защиты от непогоды при езде с открытыми люками. С закрытым люком видимость ограничивалась визиром неподвижного перископа M6.

Заряжающий

Рабочее место заржающего. Слева - направо: 2-дюймовый дымовой гранатомет, перископический прибор M6, спаренный пулемет M1919
Рабочее место заржающего. Слева - направо: 2-дюймовый дымовой гранатомет, перископический прибор M6, спаренный пулемет M1919
В правом верхнем углу можно рассмотреть кран и сопло системы пожаротушения
В правом верхнем углу можно рассмотреть кран и сопло системы пожаротушения
Казенная часть 75-мм пушки M3
Казенная часть 75-мм пушки M3

Первый башнер располагался в башне, слева от казенной части 75-мм пушки. В полу боевого отделения и вдоль задней стенки башни располагалась укладка первой очереди. Остальные снаряды хранились в бортовых нишах (две – справа, одна - слева) и на полу танка (за эвакуационным люком). Самым тяжелым снарядом для пушки M3 был бронебойный M61 (6,6 килограмма), подкалиберный выстрел был почти вдвое легче– 3,8 килограмма. Всего, танк вмещал 97 75-мм снарядов, 300 12,7-мм, и 6750 7,62-мм патронов.

Заряжающий достает боеприпасы из контейнеров с "мокрой" боеукладкой
Заряжающий достает боеприпасы из контейнеров с "мокрой" боеукладкой
Заряжающий у снарядов,закрепленными кронштейнами на задней стенке башни
Заряжающий у снарядов,закрепленными кронштейнами на задней стенке башни

В крыше башни располагался перископический прибор наблюдения M6 и 2-дюймовая мортирка для стрельбы дымовыми гранатами. За спиной заряжающего устанавливался вспомогательный генератор, который питал системы танка при выключенном двигателе.

Генератор располагался за сидением заряжающего. Он позволял питать системы танка энергией при заглушенном моторе
Генератор располагался за сидением заряжающего. Он позволял питать системы танка энергией при заглушенном моторе
Место заряжающего в последней модификации "Шермана" - M4A3E8
Место заряжающего в последней модификации "Шермана" - M4A3E8

Изначально, заряжающий не имел собственного люка, но на поздних версиях это исправили. Иногда, у люка добавляли еще один 7,62-мм пулемет.

Наводчик

Вид на место наводчика с места командира. Справа - азимутальный указатель, отвечающий за стрельбу с закрытых позиций
Вид на место наводчика с места командира. Справа - азимутальный указатель, отвечающий за стрельбу с закрытых позиций
По центру - визир прицела M70, под ним - рукоять вертикальной наводки
По центру - визир прицела M70, под ним - рукоять вертикальной наводки

Оператор 75-мм пушки M3 (на первых версиях) располагался в башне, справа от казенной части орудия. Вход-выход в танк осуществлялся через люк командира. Основным был телескопический прицел M55 с трехкратным зумом. В крыше башни устанавливался перископический прибор наблюдения M3 с резервным прицелом M38A2. Стрельба из основного орудия и спаренного пулемета велась посредством ножных педалей – но был вариант, позволяющий стрелять «со шнура». Привод поворота башни был гидравлическим, что позволяло совершить полный оборот за 16 секунд. В случае поломки механизма, повернуть башню можно было вручную.

Пульт управления орудием
Пульт управления орудием
Гироскопический стабилизатор, и пульт его управления,расположенные под казенной частью орудия
Гироскопический стабилизатор, и пульт его управления,расположенные под казенной частью орудия

Справа от наводчика установлен азимутальный указатель, облегчавший стрельбу с закрытых позиций. Впервые в танкостроении, «Шерманы» получили стабилизатор орудия. Он все еще не позволял вести огонь с ходу, но компенсировал колебания после выстрела, позволяя не терять цель из поля зрения.

Справа от основного прицела - перископический прибор наблюдения, в который встраивали резервный прицел M38A2
Справа от основного прицела - перископический прибор наблюдения, в который встраивали резервный прицел M38A2

Командир

УКВ радиостанция SCR 508, установленная за спиной командира. Над ней находится пистолет-пулемет и боеприпасы к нему
УКВ радиостанция SCR 508, установленная за спиной командира. Над ней находится пистолет-пулемет и боеприпасы к нему
Вид на откидное сидение командира
Вид на откидное сидение командира

Место лидера экипажа располагалось за сидением наводчика. У командирской башни крепился крупнокалиберный пулемет M2HB. За спиной командира, в башенной нише устанавливалась радиостанция SCR 508 (позже – 528 и 538), за связь с экипажем отвечал прибор BC 605. Над радиостанцией находился пистолет-пулемет «Томпсон» с магазинами к нему.

Вид в башню из открытого люка ранней модели (с одним перископом)
Вид в башню из открытого люка ранней модели (с одним перископом)
Справа сверху - фрагмент башни поздних образцов - с 8 перисокпическими приборами
Справа сверху - фрагмент башни поздних образцов - с 8 перисокпическими приборами

Для обзора за полем боя при закрытых люках, командиру были доступны шесть перископических приборов в командирской башенке (на поздних моделях). До этого командиру приходилось довольствоваться одним вращающимся перископом M6. Частично, командир мог дублировать наводчика – у него были свои приводы поворота башни.

Срез башни. Можно оценить положение командира относительно остальных башнеров.
Срез башни. Можно оценить положение командира относительно остальных башнеров.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже - подобные материалы, о внутренностях других машин. Не забудьте подписаться, и поставить "палец вверх" - если текст, по-вашему, того достоин.

-Внутри советского танка Т-72

-Рабочие места экипажа танка Т-55

-Машина победы: внутри танка ИС-2