Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Безаварийное вождение в путешествиях

Безопасность движения в путешествиях — целая система. Стоит начать игнорировать что-то одно и легко начать несерьёзно относиться к чему-то другому. Учитывая, что на дороге полно еще более безответственных участников движения, любая ошибка — стратегическая или тактическая, — уменьшает вашу безопасность в разы.

Ущелье Адыр-Су, Кабардино-Балкария
Ущелье Адыр-Су, Кабардино-Балкария

Всё, что написано ниже, основано на моём личном опыте длительных путешествий и рассказывает о том, как сделать долгие поездки максимально безопасными.

Планирование маршрута

Краеугольный камень, фундамент безопасности в путешествии — это стратегическое планирование. Вы должны заранее определиться с маршрутом, причем настолько детально, насколько это возможно.

В путешествии на юг с собой важно взять транспондер платной трассы М4. Он сэкономит много времени
В путешествии на юг с собой важно взять транспондер платной трассы М4. Он сэкономит много времени

Маршрут должен быть заранее разбит на дневные отрезки. В идеале — на отрезки по половине дня, с примерным определением мест обеда и фиксированным местом ночлега. Имеет смысл позаботиться о бронировании этих мест. Например, приграничные отели на праздники и выходные почти всегда заняты.

Места ночёвок важно выбирать заранее. Оценка по Букингу должна быть не ниже 8, если вы не хотите ночевать в клоповнике
Места ночёвок важно выбирать заранее. Оценка по Букингу должна быть не ниже 8, если вы не хотите ночевать в клоповнике

Протяженность дневных отрезков не должна превышать 1000–1100 километров. Если вы едете с маленькими детьми — не более 700 километров, с остановками на 30 минут каждые 200–300 километров. Это приблизительные цифры для путешествия по асфальту. При возможности нужно производить смену водителей каждые 300 км или 3-4 часа.

Обычная федеральная трасса в Таджикистане. Участок Калаихум–Хорош. Справа за рекой — Афганистан
Обычная федеральная трасса в Таджикистане. Участок Калаихум–Хорош. Справа за рекой — Афганистан

Нужно учитывать, что 300 км по грейдеру и 300 км по асфальту — не всегда одно и то же. Особенно, если у вас сугубо дорожный автомобиль.

С точки зрения навигатора Google всё это обычные асфальтовые дороги, по которым можно ехать 90 километров в час. Можно, конечно, но не на каждом авто
С точки зрения навигатора Google всё это обычные асфальтовые дороги, по которым можно ехать 90 километров в час. Можно, конечно, но не на каждом авто

Далее, 300 км по безлимитному автобану это совсем не то же самое, что 300 км по провинциальной Норвегии с неукоснительным к соблюдению ограничением 80. 160 километров по тундре мы ехали на вездеходах пять дней.

Трасса RV63 в Норвегии, она же Лестница Троллей
Трасса RV63 в Норвегии, она же Лестница Троллей

Подобные нюансы, равно как и расписание паромных переправ, необходимо учитывать при разработке маршрута, если вы хотите, чтобы путешествие было безопасным.

Подготовка техники

Перед любым долгим путешествием я рекомендую провести ТО автомобиля, а также сделать диагностику подвески и рулевого. Заменить масло и фильтры. Фильтры должны быть оригинальными, масло — качественным. Важно проверить состояние шин и давление в них.

Результаты ТО, если вы делали его не сами, нужно инспектировать лично. Однажды я столкнулся с тем, что на только что прошедшем ТО практически новом автомобиле у ОД забыли залить половину масла — щуп был почти сухой, хотя лампа аварийного давления не загоралась. К своему стыду, выяснил я это только тогда, когда в горах двигатель стал греться — через 2500 км после старта. Можно было бы списать на расход масла, но после долива за еще 3000 км в тяжелых режимах мотор не съел ни грамма. А ведь так и до серьезной поломки недалеко.

Если машина требует замены каких-то деталей, но не прямо сейчас, а в непонятной перспективе, то запчасти нужно взять с собой — например, я как-то ехал в Европу со свистящим ремнем навесных агрегатов, взял с собой его и ролики. Мистическим образом, после въезда в Польшу свист пропал и вернулся лишь через 6000 км при обратном въезде в Беларусь.

Цепной мост. Будапешт, Венгрия
Цепной мост. Будапешт, Венгрия

Важно прихватить с собой масло и антифриз на долив, а также запасные лампочки. В ряде стран вам не дадут передвигаться по дорогам с неисправным головным светом.

Что взять с собой

С собой в поездку нужно брать то, что поможет вам сохранить автомобиль и вашу жизнь в случае непредвиденной ситуации. Зимой я беру с собой хороший динамический трос с шаклами, лопату, снежные цепи, газовую горелку с парой баллонов, теплые спальные мешки. Одного раза практически обсохнуть на зимнике под Надымом мне хватило — если бы добрые люди не поделились бензином, пришлось бы жечь резину и тихо замерзать в кожаном салоне премиального японского кроссовера.

Летом цепи и спальники не столь актуальны, хотя я все равно беру их с собой. Равно как и огнетушители — у меня в багажнике стоит ОП-4, но, пожалуй, удобнее было бы иметь пару ОП-2. Полезная штука, которую я оценил по достоинству совсем недавно — спутниковый телефон. Можно взять в аренду — это совсем недорого (от 350 рублей в сутки), а жизнь спасти может абсолютно реально.

Очень важно, чтобы всё, что вы везете в автомобиле, было надежно закреплено. Лично у меня были лишь комичные ситуации, вроде вылетевшей при торможении из багажника и разбившейся о лобовое стекло банки с пивом, или сработавшего в повороте огнетушителя в багажнике, но стоит понимать, что все могло бы быть гораздо хуже.

Завалить багажник даже на Escalade ESV несложно. Главное — не класть сверху тяжелые предметы
Завалить багажник даже на Escalade ESV несложно. Главное — не класть сверху тяжелые предметы

Законов физики никто не отменял — если вы поверх своих чемоданов в багажник внедорожника положите шар для боулинга, шансов, что он кого-то убьет — предостаточно.

Аптечка и курсы первой помощи

Если спросить любого автолюбителя, есть ли у него в автомобиле огнетушитель, трос и аптечка, он ответит утвердительно. Все это еще у дилера положили! Если вы думаете также, то в реальности, у вас нет ни того, ни другого, ни третьего.

Все, что лежит в «дилерских» чехольчиках — лишь имитация. Трос, которым нельзя буксировать даже велосипед. Огнетушитель, которым ничего серьезнее сигареты не потушить. Аптечка, в которой только перевязочные материалы, причем, настолько безобразного качества, что использовать их довольно рискованно.

Из этого следует, что аптечка в любом путешествии должна быть собрана отдельно. Я не врач, поэтому не буду тут советовать обезболивающее в ампулах или набор хирургического инструмента. Вот краткий список того, что я всегда вожу с собой.

Обработать раны
— Жгут медицинский, хотя при серьезных артериальных кровотечениях удобнее использовать брючный ремень — опыт есть.
— Бинты стерильные, широкие и узкие, 3 упаковки
— Бинты нестерильные, широкие и узкие, 3 упаковки
— Марлевые салфетки стерильные, упаковка
— Перикись водорода, 2 флакона
— Мирамистин, флакон
— Бетадин, флакон
— Левомеколь мазь, тюбик
— Тридерм мазь, тюбик

Снять боль и спазмы
— Найз, пластинка
— Кетонал, упаковка
— Пенталгин, пластинка
— Ибупрофен 200, упаковка
— Аспирин шипучий, 10 таблеток
— Парацетамол, упаковка
— Ношпа, упаковка

Снять отравление или приступ аллергии
— Энтеросгель, 3 тюбика
— Энтерофурил, упаковка
— Лоперамид, упаковка
— Бифиформ, упаковка
— Супрастин, пластинка
— Активированный уголь, 4 пластинки

Также, обязательно, с собой у меня есть антисептический гель для рук, репелленты, солнцезащитный крем и так далее — то что называют индивидуальным набором лекарств.

На улицах Женевы парамедики учат прохожих оказывать первую помощь. Чтобы сделать непрямой массаж сердца, необходимо прожимать грудную клетку пострадавшего на 5-6 сантиметров, с частотой 100 нажатий в минуту. Индикатор на пояснице манекена помогает точно выбирать давление
На улицах Женевы парамедики учат прохожих оказывать первую помощь. Чтобы сделать непрямой массаж сердца, необходимо прожимать грудную клетку пострадавшего на 5-6 сантиметров, с частотой 100 нажатий в минуту. Индикатор на пояснице манекена помогает точно выбирать давление

Крайне рекомендую всем, кто много путешествует, пройти курсы первой помощи. Там вы узнаете много того, о чем раньше не догадывались. Например, что при непрямом массаже сердца вы с большой вероятностью сломаете пострадавшему ребра, но это нормально — ведь тогда он будет жить.

Как ехать безопасно

В своих поездках я стараюсь поддерживать высокую среднюю скорость. Делать это можно по-разному. Пчему-то для многих водителей это означает, что надо красться по грунтовке или разбитой дороге и беспредельно наваливать по шоссе. Это в корне неправильно и вдвойне небезопасно. Непонимание водителем адекватного скоростного режима — избыточное замедление на плохой дороге и запредельное ускорение на хорошей (сейчас мы говорим не про абстрактный гоночный Ferrari или заниженный до предела «корч» на «колах», а про обычный автомобиль, седан, кроссовер и т. д.) — однозначно указывает на отсутствие у него правильного понимания возможностей автомобиля и своих собственных.

В идеале, я люблю путешествовать там, где поменьше асфальта и машин. Новгородская область
В идеале, я люблю путешествовать там, где поменьше асфальта и машин. Новгородская область

Так, большинство современных (а старых — тем более) автомобилей вполне может ехать по ухабистой и неровной дороге быстрее, чем ползком. Наоборот, зажатые тормоза перед очередной кочкой вызывают сжатие подвески и ее последующий пробой на препятствии. Простой прием под названием «загрузка-разгрузка» — торможение перед препятствием, и прямо перед ним нажатие газа на пониженной передаче, — позволяет избежать пробоев подвески и поднять среднюю скорость на грунте.

Звучит банально, но именно соблюдение скоростного режима является наиболее правильным и безопасным способом передвижения в путешествиях.
Звучит банально, но именно соблюдение скоростного режима является наиболее правильным и безопасным способом передвижения в путешествиях.

Что касается скорости на шоссе. Многие современные автомобили позволяют ехать по ровной дороге (даже с поворотами) на скорости, скажем, 250 километров в час. При этом кажется, что руль можно держать одной рукой. Казалось бы, никаких проблем, кроме легкого туннельного эффекта. За исключением того, что на высокой скорости вы мало того что лишаете себя возможности как-то среагировать на аварийную ситуацию, например, объехать внезапно вышедшего на дорогу пешехода или выехавший в ваш ряд автомобиль. На скорости под 200, ваш автомобиль становится практически невидимым для окружающих, и при своих маневрах они вас в принципе не могут учитывать. Думаю, понятно, к чему это может привести. Движение с высокой скоростью утомляет водителя гораздо больше, чем размеренная езда. Усталость повышает риск возникновения аварийной ситуации.

Гнать на такой скорости даже по безлимитному автобану опасно, не говоря уже о российских дорогах и дело тут совсем не в законах. Просто на такой скорости вы уже не контролируете дорожную ситуацию. Это фотография панели приборов Kia Stinger. Сделана на полигоне НАМИ
Гнать на такой скорости даже по безлимитному автобану опасно, не говоря уже о российских дорогах и дело тут совсем не в законах. Просто на такой скорости вы уже не контролируете дорожную ситуацию. Это фотография панели приборов Kia Stinger. Сделана на полигоне НАМИ

Экономить время можно другим способом: на слабо загруженных трассах эффективно сочетать санитарные остановки с заправками. На трассах с большим трафиком и большими очередями в туалеты на заправках (типа М4) в сезон, наоборот, разумно разделять заправки и пользование платными туалетами.

Я рекомендую ехать всю дорогу по знакам + разумно и бесплатно превышать. Под знаками я имею в виду вообще все дорожные знаки — нарушение правил обгона и последующая задушевная беседа с сидящим в засаде инспектором может запросто отодвинуть финиш на час-другой.

Также желательно иметь всю еду с собой — бутерброды, снеки, термосы с кофе или супчиком — так вы, во-первых не рискуете отравиться хот-догом на заправке или в придорожном кафе, во-вторых, экономите существенное количество времени — а значит, ваша средняя скорость растет, и в точке назначения вы будете тогда, когда запланировали по графику.

Точки привязываются к сну детей и распорядку дня. Так, я без острой необходимости не езжу ночью — просто потому что это в разы опаснее, чем днем. Организм человека устроен таким образом, что ночью он должен спать и никак иначе. Сумерки еще опаснее — фары встречных машин слепят, видимость минимальная, накопилась усталость, внимание расфокусировано. О сне поговорим отдельно.

Как не заснуть за рулем

Жевательные конфеты, энергетики, семечки, поливание водой, громкая музыка — чего только не придумают доморощенные «дальнобойщики» в качестве ответа на этот вопрос. Реальность такова, что все эти средства лишь отодвигают порог, после которого вы незаметно для себя «срубитесь», и автомобиль пойдет в лучшем случае в отбойник.

Поверьте мне, я однажды лично это исполнил, сев в условиях крайней необходимости за руль чужого внедорожника после нескольких суток без сна. Машина была серьезно разбита, без жертв обошлось лишь по счастливой случайности.

День памяти жертв ДТП, Одинцово, Московская область
День памяти жертв ДТП, Одинцово, Московская область

Так что же делать, чтобы не заснуть? Спать! Короткая остановка на 20-минутный сон «перезагрузит» мозг и даст ему немного прийти в себя. В день достаточно делать несколько таких остановок. Это намного более эффективно и безопасно, чем любой энергетик.

Критические ситуации и как их избегать

Большинство критических ситуаций на дороге вызвано с потерей управления водителем. За годы путешествий я наблюдал десятки ДТП. Многие из них — от развития ситуации до ее логического завершения в духе, «смотри, скоро он уберется». Все дело в том, что большинство ДТП — это не просто «что то случилось и бумс», а совокупность причин. Но виной всему в подавляющем большинстве случаев именно человеческий фактор.

Хорошо, если просто улетел с дороги. На большей скорости всё могло бы быть хуже
Хорошо, если просто улетел с дороги. На большей скорости всё могло бы быть хуже

Чаще всего это неоправданный, иногда неосознанный риск. Несоблюдение безопасной дистанции, проверка максималки «пока никто не видит», резкие маневры без необходимости, особенно, на скользких покрытиях.

Снегопад — серьёзное испытание даже для опытных водителей
Снегопад — серьёзное испытание даже для опытных водителей

«Смотрите пацаны, как я умею». Однажды, на заре своей автомобильной молодости (со стажем в 5 лет) по пути в другую страну в 250 км от Москвы я решил зимой повернуть на заправку, как обычно, с ручником. Кто же знал, что у них там прорвало трубу — и перед заправкой появился настоящий каток. Вместо заграницы поехал домой на эвакуаторе.

Смотрите, пацаны, как я умею без рук на 220 км.ч! Фото сделано на наклонном овале полигона Aston Martin в Великобритании. На дорогах общего пользования так делать не стоит
Смотрите, пацаны, как я умею без рук на 220 км.ч! Фото сделано на наклонном овале полигона Aston Martin в Великобритании. На дорогах общего пользования так делать не стоит

Для безопасной езды стоит исключать все резкие движения. Любые действия, которые вызывают перераспределение масс автомобиля, его дестабилизацию. Резкий разгон, резкое торможение. Отдельным пунктом отмечу выпячивание своего эго: кого-то не пустить, «подприжать», «проучить». Все это надо забыть, если вы хотите доехать из точки А в точку Б безопасно.

Трагическая гибель Grigorich1777 на Бермамыте — ужасный инцидент, которого можно было бы избежать, если бы не было погони за крутыми фотоснимками. Самое печальное, что через несколько дней после того, как я с дрожью в руках сделал этот снимок, я ночью поехал снимать свой автомобиль в других горах и чуть его не перевернул. Зачем все это было нужно? Я до сих пор не могу себе ответить.
Трагическая гибель Grigorich1777 на Бермамыте — ужасный инцидент, которого можно было бы избежать, если бы не было погони за крутыми фотоснимками. Самое печальное, что через несколько дней после того, как я с дрожью в руках сделал этот снимок, я ночью поехал снимать свой автомобиль в других горах и чуть его не перевернул. Зачем все это было нужно? Я до сих пор не могу себе ответить.

Попытка пройти поворот на горной или любой другой дороге с заносом, съёмка красивых кадров на полном ходу, остановка на обочине автомагистрали, пусть и с аварийкой.

Оттачивать навыки езды со скольжениями нужно на автополигоне. На дороге общего пользования, заправке или автомобильной стоянке этого делать нельзя.
Оттачивать навыки езды со скольжениями нужно на автополигоне. На дороге общего пользования, заправке или автомобильной стоянке этого делать нельзя.

Все это противоречит концепции безопасного путешествия — и всего этого нужно избегать. Помните — ваша цель — доехать в целости и сохранности куда надо и обратно. Не больше, но и не меньше.

Приёмы вождения. Что нужно знать

Строго говоря, современные автомобили со всеми их системами помощи водителю — рулевыми ассистентами, автоторможением, стабилизацией и контролем тяги — на первый взгляд предъявляют все меньше и меньше требований к навыкам водителя.

Это не так, точнее, не совсем так. «Безопасные» автомобили вызывают у их владельцев желание снять с себя большую часть ответственности за происходящее на дороге. Типа, я тут просто руль поворачиваю, а в поворот она сама заходит. Не зря первое же упражнение в школе вождения AMG — прохождение с заносом широкого 180-градусного поворота на 510-сильном седане по мокрому асфальту с отключенной ESP. Не справляется ни один студент.

Пройти поворот в скольжении на мокрой дороге с отключенной ESP — первое упражнение, на котором в школе AMG показывают, что вы на самом деле не умеете ездить без помощи электроники.
Пройти поворот в скольжении на мокрой дороге с отключенной ESP — первое упражнение, на котором в школе AMG показывают, что вы на самом деле не умеете ездить без помощи электроники.

Впрочем, супер-мощные автомобили с их постоянным избытком тяги на колесах — это отдельная песня. Главное, что вам следует уметь — это управлять автомобилем в критической ситуации, не допустить сноса, вылета из полосы движения в повороте, столкновения с другим автомобилем. Не повредит пройти зимние курсы контраварийной подготовки, желательно, на вашем собственном автомобиле.


Как выбрать разумную меру риска

Иногда в путешествии все же приходится рисковать. При условии соблюдений всех прочих моментов, чаще всего это относится к путешествиям в глуши и на бездорожье. Есть несколько видов риска, который недопустим в обычных путешествиях. Риск того, что вам не хватит бензина до заправки, риск серьезно повредить автомобиль при проезде технически сложного участка. Условно — обездвиживающее автомобиль повреждение агрегатов, гидроудар, переворот и т. д. Если это не однозначный вопрос жизни и смерти — всегда лучше развернуться и поехать на заправку, длинной дорогой в объезд и так далее.

В остальных случаях разумная мера риска определяется вашими водительскими навыками, к которым относится прежде всего не только умение ехать по рельефу, но и возможность трезво оценивать ситуацию, дорожные условия, возможности свои и автомобиля — резина, трансмиссия, геометрическая проходимость.

Что делать в экстремальной ситуации

ДТП и несчастные случаи в путешествии иногда случаются, независимо от вашего опыта. Вы лишь можете снизить их вероятность, но бывает всякие. В этой ситуации самое главное — не паниковать. Нужно глубоко вдохнуть, выдохнуть, и трезво оценить ситуацию, состояние пострадавших — и далее вызывать при необходимости помощь и вообще делать все таким образом, чтобы не усугубить ситуацию.

ДТП на дороге, ведущей к Шаумянскому перевалу. Район Туапсе, Сочи.
ДТП на дороге, ведущей к Шаумянскому перевалу. Район Туапсе, Сочи.

Даже у профессиональных водителей с опытом могут «выветриться» простые истины. Иногда это приводит к крайне негативным последствиям. «Тотальный экзамен» помогает напомнить о том, что такое безопасное вождение, в первую очередь практическим опытом. Так что рекомендую принять участие и проверить себя. Не помню уже где я это прочитал, но эта фраза мне запомнилась: «Главная система безопасности вашего автомобиля — ваш мозг». Не забывайте об этом, и все будет хорошо!

***