Найти тему
Европейский диалог

Игра, в которой побеждают немцы. Как устроен «низовой футбол» в Германии и в мире?

Чем «низовой футбол» отличается от профессионального, зависит ли их качество друг от друга, почему футбол стал частью немецкой идентичности и можно ли использовать футбольный опыт Германии для России – в интервью с главным редактором немецкого журнала о низовом футболе Харди Грюне

Термин «низовой футбол» не очень популярен в России, в российском публичном пространстве. Прежде чем мы начнем, можете уточнить, что означает этот термин? В чем разница низового и профессионального футбола? В чем их отличие на уровне главной идеи, может быть философии?

Прежде всего, нужно сказать, что есть большая разница между тем, что понимают под «низовым футболом» (grassroots football) в России и тем, как он понимается в Европе, например, в Германии. Это было видно и по нашей экспертной дискуссии (организована при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля в РФ – прим. редактора) после выставки Сергея Новикова «GRASSROOTS. Низовой футбол в России» - фотографа, который запечатлел разнообразные проявления любительского футбола в вашей стране. Но есть и то, что объединяет эти понимания.

-2

Харди Грюне (источник)

Если посмотреть на само слово «grassroots football» - название вам скажет об очень многом. Это то, что в прямом смысле растет снизу и существует за счет этой низовой, «народной» инициативы. Но и одновременно слово указывает на единственное необходимо условие для игры – наличие покрытого травой участка, где могут «разбежаться» несколько людей. Иными словами, это футбол, игра на самом нижнем, доступном и открытом для всех уровне. К примеру, я жил в небольшой деревушке в Германии численностью примерно пятьсот человек, и у нас был свой футбольный клуб, который играл в самой нижней немецкой футбольной лиге – одиннадцатой или двенадцатой по счету. И мы вряд ли когда-либо могли бы попасть в лигу выше, что-то выиграть. Но мы играли ради самой игры, ради своего удовольствия, ради того, чтобы побыть в окружении людей, которые так же любят эту игру, как и мы. Это не игра ради денег или славы, хоть та лига, в которой мы играли, конечно и входит в Немецкий футбольный союз (Deutscher Fußball-Bund, DFB). Но есть еще есть и другие виды низового футбола, так называемый pub-football. Просто две команды собираются на одном поле и проигравшая команда оплачивает пиво команде-победителю в баре после матча. Такие игры и лиги, конечно не входят в официальный футбольный союз, но они – яркий пример действительно «низового» футбола.

Если многие лиги низового футбола встроены в официальную иерархию лиг, то где проходит в Германии граница между профессиональным и низовым футболом?

На самом верху в этой футбольной иерархии находится первая и вторая Бундеслига. Все клубы и игроки, которые на слуху и у российских, и у европейских болельщиков – участвуют именно в этих лигах. Здесь играют профессионалы, которые за каждый матч получают очень большие деньги. Сюда же приковано внимание медиа, освещением этих матчей занимается центральное телевидение. Именно эти две лиги представляют собой профессиональный, коммерческий футбол, большой спорт.

Лиги примерно с четвертой по шестую мы называем любительскими (amateur) лигами. В них игрокам за матчи также платят, но эти суммы, как правило, недостаточны для того, чтобы можно было не думать о деньгах. Многие игроки в этой лиге официально трудоустроены и работают на обычных местах хотя бы на полставки, и для них футбол – это, скорее, хобби, которое приносит дополнительные деньги. Все лиги ниже – относят к «низовому футболу». Здесь уже игроки платят за то чтобы иметь возможность играть. Как правило, это небольшие деньги, к примеру, на аренду поля, экипировки, за членство в клубе или взносы за участие в турнирах.

А по сколько клубов в каждом из этих уровней?

Всего в Германии около 18 тысяч футбольных клубов. Из них в профессиональных лигах играет примерно триста клубов и остальные – это любительский и низовой футбол.

-3

Клубы первых трех футбольных лиг Германии (источник)

И все же, есть разница для игрока, болельщика или менеджера, если сравнивать профессиональный и низовой футбол?

Я бы не сказал, что есть какая-то существенная разница. Например, мой клуб играет в седьмой лиге – это как раз низовой футбол. И я не думаю, что мое отношение к игрокам, менеджеру или клубу чем-то отличается от отношения болельщика «Баварии» (футбольного клуба Bayern München – прим. ред.). Мы оба одинаково любим наши команды: радуемся их победам, сопереживаем их поражениям. Не думаю, что есть особая разница и для игроков. Конечно, для того чтобы попасть в высшую лигу и играть, к примеру, в «Баварии», нужно обладать действительно выдающимся талантом. Далеко не каждый немецкий футболист обладает таким даром и в этом, пожалуй, есть отличие между игроками. Но большинство игроков просто выходит на поле, чтобы насладиться игрой. Они хотят играть и играют, потому что футбол очень демократичная игра с низким порогом входа.

-4

Затраты на германские клубные центры подготовки молодёжи по состоянию 13 марта 2015 года (источник)

Но разве молодые футболисты из низших лиг не мечтают попасть в крупнейшие клубы?

Мечтают, но в последние 15-20 лет такая «миграция» почти сошла на нет. Дело в том, что если раньше футбольные скауты из крупных клубов в поисках талантов приходили на матчи в низшие лиги, то сейчас это несколько потеряло актуальность. Сегодня скауты таких клубов как «Бавария» или «Барселона» находят совсем юных игроков, начиная с 8-9 лет – когда только можно заметить просыпающийся футбольный талант – и предлагают родителям перевести ребенка в специальную молодежную школу при клубе, где дадут его таланту максимально раскрыться. Часто таких талантливых детей скауты ищут за пределами Германии и Европы – в странах Африки, Южной Америки. Они привозят юных футболистов в Германию, обеспечивают жильем, обучают в местных школах, параллельно раскрывая его футбольный талант. Таким образом, если ты сегодня в Германии в относительно взрослые годы уже играешь в лигах низового футбола, ты вряд ли можешь надеяться на попадание в крупный клуб. Хотя, наверное, бывают исключения.

Получается, что нет особой связи, корреляции между развитостью низового футбола в стране, числом клубов и игроков, которые в него вовлечены и уровнем профессионализма в «большом футболе», в профессиональных клубах этой страны?

Думаю, да. Такой связи нет. Большой футбол, в том числе стараниями ФИФА, стал частью индустрии развлечений с большими оборотами денег в ней. Профессиональные футбольные клубы сейчас слабо связаны, если вообще связаны с любительскими, и тем более с низовым футболом. Они существуют параллельно.

Профессиональный футбол – это картинка, которую большинство видит по телевизору. Здесь футбол не игра, а именно развлечение, шоу. Низовой футбол – это игра с 10-11 людьми в вашей команде, которых вы можете знать, а можете и не знать, но которые также, как и вы сегодня хотят победить и насладиться игрой, которую создают сами. Для ФИФА или других крупных профессиональных футбольных организаций, в том числе в России, нет смысла как-то вкладываться в низовой футбол, потому что он не связан с тем, чем футбол для них является. Они иначе его понимают. Для них футбол – это продукт, который нужно «упаковать» и продать потребителям.

Как развит низовой футбол в других странах Европы, на других континентах? В Южной Америке, кажется, она развит даже сильнее, чем в ЕС?

Нет, думаю, что Германия сегодня – это лидер в низовом футболе в мире. У нас высокий уровень организации, выстроена для него вся инфраструктура. Еще один лидер, конечно, это Англия. В их футбольной иерархии насчитывается 14 лиг, которые пронизывают все – от клубов мирового уровня, таких как «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль», до футбольного клуба в каждой маленькой деревушке. В Великобритании, Германии и Франции футболом, футбольной пирамидой покрыта вся страна, а даже у самых локальных клубов есть своя вековая и даже больше - история. И такая укорененность в прошлое, история клуба – крайне важный фактор популярности низового футбола. Многие немецкие клубы на локальном уровне становятся частью местной идентичности. В этом, кстати, отличие от российского футбола: у вас большинство клубов было создано по историческим меркам недавно. Новые клубы часто не сохраняют исторической преемственности с теми, которые существовали до них.

Что касается стран Южной Америки, то здесь все же намного лучше организован именно футбол профессиональный, а низовому не хватает – пространства и организации. Команды и клубы низового футбола, в Аргентине или Уругвае крайне редко встроены в иерархию, где на вершине были бы профессиональные команды. Чаще всего они играют за пределами местных футбольных федераций. Например, когда я был в Буэнос-Айресе, я видел, что любительские команды собираются для игры под большими мостами, где у них оборудовано пластиковое покрытие, но его площади недостаточно, чтобы играть 11 на 11, поэтому они играет 7 на 7 или 5 на 5, просто приходя на такие площадки после работы. Конечно, это самый настоящий низовой футбол, но все же он не на таком уровне организован, как в Германии или Англии.

Англию в целом принято считать родиной футбола. В Германию же игра пришла тоже с островов?

Да. Это произошло в 1880-1890-ые гг., причем этот трансфер происходил именно через низовой футбол. Сначала возникали любительские команды - городские или предприятий – и затем, поняв, что кто-то из них играет лучше, чем другие, стали отделяться, выстраивать профессиональные лиги. Постепенно футбол в Германии стал также популярен, как и в Англии.

А как это произошло?

В истории Германии было два момента, когда футбол становился очень популярным, и оба раза – после Мировых войн. До 1914-ого года футбол был спортом для среднего и высшего классов, но во время войны все классы перемешались и произошло проникновение футбола в остальные социальные группы. Рабочему классу понравилась эта игра – своей простотой в правилах и демократичностью. Но после войны в ней стали быть заинтересованы и главы предприятий, где трудились эти рабочие. Введение восьмичасового рабочего дало людям больше свободного времени, и для того чтобы его чем-то занять, оградив рабочих, например, от алкоголизма, директора компаний поняли, что футбол может стать одним из таких способов. Кроме того, создание и поддержка футбольного клуба при предприятии могла помочь в укреплении связи рабочих между собой и их связи с фабрикой: «моя команда, мой клуб», а значит и «моя компания». По этой модели развивался, к примеру клуб «Шальке 04». Со временем такие клубы стали частью локальных идентичностей и немецкой идентичности в целом.

После Второй Мировой войны, когда Германия была разделена, в Западной части возникло много переселенцев из Восточной, а со временем и из других стран Европы. В тех местах, где раньше жило несколько тысяч человек, стали жить 50-60 тысяч, и футбол здесь стал хорошим и доступным для многих способом интеграции в культуру, в местную идентичность. Когда много разных этносов и социальных групп болеют за одну футбольную команду – границы между людьми и в их коммуникации ослабевают, стираются. Кстати, сегодня, в схожих условиях происходит интеграция турецких мигрантов в немецкое общество.

Можно ли какой-то опыт организации низового футбола в Германии использовать для современной России?

Это сложный вопрос, прежде всего, потому что футбол все же не «игра номер один» для России. Такой игрой, кажется, сегодня является хоккей, хотя возможно после этого чемпионата мира что-то изменится. Другой проблемой для развития низового футбола в России является молодость ваших футбольных клубов.  Все же в Германии и в Англии любительские клубы сложились до того, как профессиональный футбол стал большой индустрией. Клуб в моей деревне был основан в 1921 году. Сейчас в России многим интереснее болеть за «Зенит», «Динамо» или «Ротор», чем самим играть в составе небольшого местного клуба, поэтому последним тяжелее становиться частью локальной идентичности.

Но я думаю, что в России возможно создать более мощную федерацию любительских клубов, в которых людям было бы интересно играть. Задача же в том, чтобы развивать футбол как игру, а не как развлечение. Нужно делать так, чтобы россиянам было интересно смотреть не только на таких талантливых футболистов, как Месси, Роналду или Акинфеев, но играть самим или болеть за своих соседей, друзей, коллег по работе, увлеченно играющих в футбол. Отдельный вопрос, что сегодня российским клубам низового футбола для того, чтобы сыграть с каким-то другим клубом, приходится преодолевать большие расстояния – по 200-300 километров, что требует большего времени и денег. Поэтому одной из задач может быть сокращение этих расстояний, а это может происходить за счет увеличения числа играющих в одной федерации клубов.

-5

Сборная Германии - фаворит и безоговорочный победитель Чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии (источник)

Кроме того, насколько я могу судить, в России пока что нет такой системной работы с молодыми кадрами, футбольными талантами, о которой я рассказывал раньше. В Германии эта система была создана после проигрыша на одном из чемпионатов мира в 1990-ых годах. После того поражения каждый профессиональный футбольный клуб обязали создать при себе молодежный центр, в котором могли бы воспитываться и раскрывать свой талант самые молодые футболисты. В результате через 10-15 лет у нас была одна из самых молодых и сильных сборных в мире. К чемпионату мира в 2014 году мы нашли таких теперь уже звезд мирового футбола, как Тони Кроос, Швайнштайгер, Мертесаккер… Это бы вызвало мгновенный всплеск интереса молодежи к игре, многие из них тоже бы захотели попробовать.  Конечно, из тысячи только десять станут действительно профессиональными футболистами, но для остальных будет открыт мир низового футбола, они будут играть в местных клубах, за них будут болеть их соседи по району, их знакомые. И все это будет крайне важно для того, чтобы футбол из индустрии развлечений становился развлечением повседневным, доступным каждому.