Найти тему
Ученица 11-А класса

Нынешние первоклассники

Сегодня мне и моей однокласснице выпала участь провести урок у первого класса.

Я уже в своих статьях писала о том, что школа у меня не большая, находится в посёлке городского типа, и в ней нет столько учителей, сколько есть в обычной городской школе. Поэтому часто обращаются с просьбами к старшеклассникам провести урок в каком-нибудь классе (чаще всего это пятые классы).

Приходим мы с одноклассницей к 1-Г классу. Думали, что дети будут шуметь, вертеться, что придётся уделать много времени на дисциплину - ребята оказались довольно-таки усидчивыми и тихими.

Далее учительница параллельного первого класса объяснила нам, какие задания нужно делать, и удалилась. "Ну, нам этого на урок не хватит" - возникла мысль в моей голове. Начинаем работать, спрашиваем желающих. Девочка потянула руку, мы дали ей понять, что она может отвечать (в задании нужно было объяснить значение слова "язык" в разных предложениях), и всё. Тишина. Одноклассница мягко повторила: "отвечай". Но девочка просто смотрела на нас. И тут можно выделить первую проблему:

1. Половина класса не поняла, на какой странице задание.

Первоклашки - ребята спокойные, но очень рассеянные (или реально не понимающие текущий процесс).

Мы сказали, что работаем на странице "один-один-шесть" (стр. 116), написали крупно на доске, чтобы дети точно увидели, какая страница. Но, половина класса так и ничего и не поняла. Ещё какая-то часть детей нашла нужную страничку в азбуке, но (возможно в силу полного неумения понимать буквы) не знали где упражнение. Мы всем показали, мол, вот, тут такая картинка, читаем по очереди предложения и объясняем значение слова. Ладно. Девчушка начала читать, по слогам, но тут уж надо учиться - пусть читает. Прочитали предложение, теперь значение слова "язык". Спрашиваем значение - дети молчат. Далее вопрос от меня: "Какие значения слова "язык" вы вообще знаете?". И тут другая девочка тянет руку, отвечает следующее: "Есть английский язык, испанский язык... китайский язык". Так, одно значение "языка" мы разобрали. "Какие ещё значения знаете, ребята?" - спрашиваю я. Молчат. Начинаю объяснять, что есть язык как орган, с помощью которого мы можем говорить, воспроизводить разные звуки. И тут класс вроде поактивнее стал, кто-то даже привёл пример "лизания" мороженого.

Предлагаем читать по желанию. Руки тянут многие, однако картина повторяется: спрашиваем - молчат. Проблема номер два:

2. Тянут руку, лишь бы потянуть. Знают или не знают ответ - не так уж и важно.

И действительно: кажется, что первоклассникам хочется выделиться, чтобы обратили внимание именно на него.

После "языка" было задание с формулировкой: "Расскажите о своём лучшем друге". Спрашиваем - руки тянут, здесь уже не задумываясь отвечают. Но что отвечают? Называют имя своего лучшего друга, и всё. Просим рассказать о причинах дружбы. "Почему ты с ним дружишь?"/ "Что тебе нравится в нём?" и т.д. В основном отвечали что-то вроде: "Мы вместе гуляем/ ходим на дзюдо/ сидим за партой, поэтому это мой лучший друг". Хотелось же услышать о качествах :) "Он никогда не предаст"/ "Всегда выручает в трудную минуту" и т.п.

Про задание со звуками я не говорю. Только напишу вопрос, который мы задали:

-Сколько звуков даёт буква "я" в слове "яблоко"?

Мы им звуки всех гласных на доске расписали. Объяснили два раза. Но всё равно - отвечали наугад, или вовсе не отвечали. Только один мальчик понял задание и давал правильные ответы.

Как вы думаете, с чем связано такое поведение детей? Они стесняются? Или может быть с ними не занимаются дома?