Найти в Дзене
Леди Инженер

Условности и допущения в науке и искусстве. Всюду обман!

Оглавление

Существуют в мире науки и искусства условности и допущения. Вот некоторые из них, о которых вы скорее всего не догадывались.

1. Иероглифы

Вы знали, что египетские (и не только) иероглифы не содержат гласных звуков? Только согласные. Не переживайте, египтяне не общались в стиле "првт мдвд", но на письме считали употребление гласных букв (иероглифов) лишним, все мол и так поймут. А вот потомки не поняли, они смогли расшифровать значения иероглифов, но так и не узнали, как надо произносить древнеегипетские слова, какие конкретно гласные и куда надо вставлять. Поэтому они договорились везде ставить букву "е". В итоге получилось, что иероглиф, переведённый как "snb" произносят "сенеб", "nfrt" - "неферет" или "неферт". Исключения делают для имён собственных, и ради благозвучности используют и другие гласные, поэтому нам известны например: Аменхотеп или Нефертити.

Подробнее у Rele Vremeni тут

2. Динозавры

Обожаю фильмы про динозавров, особенно документальные. Но не надо верить всем образам, которые создаёт для нас цифровой кинематограф. От динозавров остаются в основном только кости, поэтому точно знать, как животное выглядело, какого оно окраса, каково предназначение его органов (перьев, рогов, гребней и проч.), какой образ жизни вело - мы не можем. Учёные лишь предполагают.

Например, от такого вида динозавра, как Аргентинозавр, остались лишь отдельные фрагменты скелета, но учёные уже определили его, как одного из самых больших наземных динозавров и даже создали реконструкцию. Насколько она похожа не настоящего ящера - большой вопрос.

Реконструкция скелета Аргентинозавра
Реконструкция скелета Аргентинозавра

А бывают и вовсе ошибки, настолько растиражированные, что учёные уже и не знают, как опровергнуть информацию. Ну например, никакого "бронтозавра" не существует. Бронтозавром оказался апатозавр, которому по ошибке приставили голову от другого ящера и подумали, что нашли динозавра нового вида, поспешив дать ему название. Тут надо понимать, что останки древних ящеров не всегда лежат ровным строем, могут найти массовые "захоронения", где всё вперемешку. Тогда кости просто собирают в "кучу", а потом начинают выкладывать как пазл.

Бывает, что детёнышей, подростков и взрослую особь записывают в разные виды.

Интересна версия о том, что тиранозавры не были активными хищниками, а были падальщиками. Некоторые учёные считают, что они не могли быстро бегать и вести длительную погоню за добычей, а также приводят ряд других аргументов.

Кстати, кости динозавров, это вовсе и не кости! Костная ткань давно бы разрушилась, подумайте сами - столько тысячелетий минуло. Есть несколько способов образования скелетов, например минеральные соли проникали в поры разлагающихся костей и кристаллизовались там. Именно по этой причине динозавров не получится клонировать, ДНК не сохранились. Говорят, что и мамонта вряд ли получится, но шанс всё-таки есть.

Так что фильмы, снятые, например BBC, это просто некая научная фантазия на тему. Хотя и очень качественная, с привлечением учёных.

3. Изображения исторических личностей

Оказывается тут тоже много фантазии.

Ну например, известная картина Ильи Репина: «Царевна Софья Алексеевна через год после ...». Очевидно, что художник не жил во времена Петра и Софьи, не мог писать портрет с натуры, так что изображение царевны - это видение художника, исходя из прижизненных портретов, понимания личности и характера изображаемого им человека.

"Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г." Илья Репин
"Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г." Илья Репин

Бывает, что прижизненных портретов человека вообще не сохранилось. Как в случае с Шекспиром. Загадка номер один: существовал ли такой человек в принципе или под этим именем работала, например, группа авторов. Есть портреты, написанные современниками поэта, но неизвестно знали ли они Шекспира лично и на что опирались, когда их писали.

Интересная ситуация с портретами Моцарта. Осталось много портретов маленького и юного композитора, последний "полноценный" портрет запечатлел его в возрасте 24 лет. А после его смерти оказалось, что достойных изображений Моцарта уже в зрелом возрасте нет, а потому его начали рисовать заново, опираясь на существующий материал, и, конечно, приукрашая, ибо великий композитор должен выглядеть величественно. Хотя документальные факты и воспоминания современников, говорят, что внешность Моцарта была далеко не самая привлекательная.

А случалось, что портрет человека мог и вовсе не иметь ничего общего с "оригиналом". Например, богатая фамилия устраивала в доме галерею из портретов предков. Это только мы, простолюдины, можем описать своё древо до 4-го, в лучшем случае 5-го колена, а у знати всё было зафиксировано на бумаге, начиная чуть не с сотворения мира: имена, заслуги, даты жизни. Только вот портрета давнего предка могло и не сохраниться. А галерею заполнить очень хотелось, для таких целей нанятый художник просто придумывал внешность предку, стараясь показать сходство с ныне живущим родственником.