Лодки из ПВХ отличаются высокой прочность, легкостью, простотой в транспортировке и хранении. Но в полной мере насладиться преимуществами этого типа судов получится только при их правильном выборе.
Отличительные особенности лодок ПВХ
Как и любые надувные лодки, суда из ПВХ имеют малый вес и компактны при транспортировке. Данный материал имеет целый ряд преимуществ по сравнению с резиной.
- ПВХ плотнее и крепче. За счет этого улучшается устойчивость судна на воде. Вероятность повредить покрытие уменьшается.
- Материал устойчив к проколам. Покрытие имеет в среднем 7 слоев ПВХ, в основе которых лежит специальная ткань. Проколоть их достаточно сложно. Даже если это и произойдет, в кратчайшие сроки можно провести ремонт.
- ПВХ в 1,5 раза легче резины.
- Такая ткань не требует особых условий эксплуатации. Она выдерживает как высокие, так и низкие температуры. Перед зимовкой достаточно почистить лодку и устранить проколы.
Критерии выбора
Начинать выбор следует не с производителя лодки (хотя этот фактор тоже очень важен). Наибольшее внимание необходимо уделить характеристикам судна. Вот основные критерии.
Размеры и грузоподъемность
Лодки до 2,5 метров в длину обычно не предполагают установки мотора. Такие лодки предназначены для небольших водоемах без течения. Критерии выбора: вес, вместимость, цена.
На суда длиной 2,5-3 метра уже можно ставить мотор. В технических характеристиках для них чаще всего значится, что лодка вмещает 4-5 человек и имеет грузоподъемность в 500-600 кг. Но стоит понимать, что, если транспорт покупается для рыбалки или охоты, то большую часть этого объема займет снаряжение.
На 3-4 метровой лодке свободно могут разместиться и рыбачить несколько человек. Грузоподъемность тоже будет высокая. Но для подобного судна и мотор нужно выбирать соответствующий. Большинству моделей 15 л.с. будет вполне достаточно.
Транспорт из ПВХ длиной более 4 метров выбирать целесообразно для специальных задач (сплав по рекам экипажем 4 и более человек, перевозка большого кол-ва снаряжения, и т.д.). Кроме того, на подобные суда требуется двигатель от 30 л.с.
Регистрация в ГИМС
Согласно действующему законодательству, к числу маломерных относятся суда длиной до 20 метров и вмещающие до 12 человек. Если лодка в комплекте с мотором имеет массу менее 200 кг и сам мотор мощностью менее 8 кВт (10,8 л.с.), то регистрация в ГИМС не требуется. В остальных случаях регистрация обязательна.
Материал
При покупке нужно проверить, насколько качественно склеена ткань. Также следует обратить внимание на толщину и плотность материала. Чем больше слоев ПВХ, тем лодка будет тяжелее. Но этот недостаток с лихвой компенсируется высокой прочностью. На таком судне можно выходить на мелководье без риска повредить покрытие.
Следует проверить, как выполнено дно лодки. Деревянное и железное покрытие добавит судну устойчивости, но оно имеет больший вес. Надувное дно проще в монтаже и легче.
Преимущества и недостатки лодок из ПВХ
Выше уже были описаны главные плюсы судов из ПВХ. Можно также добавить, что такие лодки имеют низкую осадку и хорошо себя чувствуют как на мелководье, так и на большой воде. Срок службы материала тоже неплохой.
Недостатки у этих транспортных средств тоже присутствуют.
- ПВХ боится солнца. Конечно, несколько часов на свету не повредят материал. Но хранить его под прямыми солнечными лучами точно не стоит.
- Приведение судна в рабочее состояние перед поездкой занимает много времени.
- Хотя ПВХ и плотнее резины, жесткость корпуса все равно относительно невелика. Лодки с твердым корпусом все равно будут устойчивее и удобнее в управлении.
В целом, для большинства людей ПВХ-лодки будет вполне достаточно. Если длина судна не превышает 3-3,5 метров, то даже у одного человека эксплуатация не должна вызвать больших сложностей.
Особенности лодок РИБ
Все большую популярность сейчас набирают РИБ-лодки. Они представляют собой гибрид судна с твердым корпусом и обычной надувной лодкой (пластиковое или алюминиевое дно заполняется специальной пеной, а надувные борта сделаны из ПВХ). Такая конструкция вобрала в себя преимущества сразу двух типов конструкции. Судно устойчиво на воде, хорошо управляется и может выходить на мелководье. При этом для транспортировки и хранения судна не требуется много места.
Хотя и у РИБ есть свои недостатки. Они не такие компактные, как надувные (для перевозки может потребоваться прицеп). Вес лодки тоже достаточно большой. Накачка баллонов занимает много времени. А ПВХ, из которого сделаны баллоны, не устойчив к солнцу и может быть прорезан по неосторожности.
Дополнительное оборудование для ПВХ лодки
Большим плюсом для лодки станет наличие мотора. Выбирается он с учетом конструктивных особенностей самого судна. Обычно, производители сами указывают допустимый диапазон мощности (при несоответствии требованиям, могут возникнуть проблемы в ГИМС). Если же такой информации нет, то двигатель подбирается из расчета 1 л.с. на каждые 25-30 кг веса.
В зависимости от размеров судна подбирается длина дейдвуда. Определяется она по высоте транца. Слишком короткое колено снизит эффективность работы двигателя. Слишком длинное – ухудшит управляемость и может привести к опрокидыванию.
Весла также подбираются исходя из размеров судна. Их длина не должна превышать ширину лодки более чем на 10-15%. Лучшими материалами являются пластик, дюраль и стеклопластик. Деревянные весла слишком тяжелые, из-за чего плохо подходят для использования на лодке из ПВХ.
Вместе с судном следует также приобрести спасательные жилеты (по количеству пассажиров), элементы освещения и другие предметы, необходимые по правилам ГИМС. Ремкомплект может идти вместе с судном. Если его нет – то желательно приобрести набор отдельно. Остальное оборудование выбирается исходя из условий плавания и личных предпочтений судоводителя.