Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Позорный первый «ролик» Панцерваффе

Оглавление

В массовом сознании создание Панцерваффе обычно ассоциируется с амбициями Гитлера, вознамерившегося покорить как минимум всю Европу. Однако мало кто знает, что воссоздание этого рода войск начали ещё веймарцы, в начале 30-х приступив к разработке Panzer I. Каким же получился первый «ролик»?

Объявленный в 1931 году тендер на создание проекта лёгкого танка выиграла фирма «Krupp» - не потому, что предложенный ей вариант был принципиально лучше других, а потому что у неё уже были наработки в этой области, что позволяло быстрее получить рабочую машину. Танк был спроектирован по ставшей стандартной для германских «роликов» схеме: двигатель и баки – в кормовом отделении, органы управления – в переднем, совмещённом с боевым. Особенностью Pz. 1 было смещение башни вправо. Бронирование – только противопульное. Радиооборудование было представлено приёмно-передающей радиостанцией Fu 5.

Первый образец был воплощён в металле к июлю 1932 года, между прочим, за несколько месяцев до прихода Гитлера к власти. Год спустя началась полигонная обкатка машины, продемонстрировавшая слабость ходовой части, поэтому была выполнена модернизация, долженствующая повысить её живучесть в полевых условиях. Первая серия из 15 «роликов» Pz.1 Ausf. A поступила в войска в апреле 1934 года. Всего было построено 1175 этих машин, имевших следующие ТТХ:

  • Габариты: 4,02/2,06/1,72 м.
  • Масса: 5,4 т.
  • Бронирование: вертикальное: 8-13, горизонтальное: 5-8 мм.
  • Двигатель: М 305, мощностью 60 л. с.
  • Скорость: до 37,5 км/ч.
  • Запас хода: до 140 км.
  • Преодолеваемые подъём/стенка/ров/брод: 30°/0,37 м/1,4 м/0,6 м.
  • Вооружение: 2×MG-13 – 7,92 мм.
  • Экипаж: механик-водитель и командир-стрелок.

Как показала эксплуатация Ausf. A, мощность М 305 была совершенно недостаточной для эффективного маневрирования на поле боя, поэтому после ряда экспериментов было принято решение о ремоторизации машины. Вследствие большего размера стосильного NL 38 Tr пришлось удлинить кормовое отделение на 0,4 м., при этом скорость танка возросла в среднем на 5 км/ч; кроме того на модификации Pz. 1 Ausf. B изначально устанавливались пулемёты MG-34 того же калибра. Всего было произведено 399 танков этой модификации. Также на шасси Panzer 1 было выпущено порядка 300 разного рода учебных и инженерных машин.

-2

Боевое крещение

Итак, первые танковые части были сформированы в 1934 году, а всего через год они были развёрнуты в первые три дивизии, в связи с практически полным отсутствием других машин укомплектованных преимущественно «единичками». Соединением, в составе которого они впервые приняли участие в реальных боях, стала группа «Drohne» подполковника фон Тома, воевавшая в Испании. Теоретически предполагалось, что немцы будут обучать испанцев, однако поскольку последние оказались полностью бесталанны в управлении сложной техникой, стало ясно, что без тех, кто был индустриалом уже не в первом поколении, обойтись не получится.

Впрочем, и более опытные германские танкисты не могли компенсировать своим профессионализмом технические недостатки откровенно слабой машины. Боевое крещение, состоявшееся осенью 1936 года, когда Pz. 1 впервые встретились с Т-26, продемонстрировало их полную беспомощность в борьбе с пушечными танками. Это инспирировало попытку заменить один из пулемётов 20-миллиметровой автоматической пушкой, хотя сие удалось, эта полевая модификация не получила большого распространения.

-3

Позорная «единичка»

Однако отсутствие альтернатив заставило воевать на том, что было. «Единички» принимали посильное участие в сражениях при Тэруэле и Брунете, в решившей исход войны битве на реке Эбро, а также в позиционных боях в Баскони и Каталонии – при этом было потеряно до сотни машин. После падения республики, уцелевшие танки были переданы «национальным войскам», где и использовались до начала 50-х, а технические специалисты возвратились в Рейх.

Pz. 1 приняли участие и в предвоенных гитлеровских «акциях», продемонстрировавших их низкую технологичность: так, при вводе войск в Австрию Гудериан потерял порядка трети матчасти – в основном из-за того, что «ролики» часто «разувались» из-за слабых гусениц. Впрочем, надо отметить, что проблем обусловленных минимумом как конструкторского, так и эксплуатационного опыта хватало и с двигателями и с другими сложными агрегатами.

На 01.09.1939. в составе Панцерваффе числилось 1445 этих устаревших машин (их выпуск был прекращён в предшествовавшем году) что всё ещё составляло около половины всей их техники. Участие Pz. 1 в польской кампании трудно назвать успешным: с ними легко расправлялись даже FT-17 – ветераны Первой мировой. Всего в сентябре-октябре было потеряно свыше 300 машин, из них около сотни безвозвратно. Более успешными были действия в Норвегии и Дании – ввиду практически полного отсутствия у них вооружённых сил.

-4

Во Франции повторился польский вариант – Pz. 1 ничего не мог противопоставить современным французским танкам и противотанковой артиллерии. В крупнейшем танковом сражении у Намюра были потеряны 64 машины, а всего в ходе французской кампании было уничтожено около двухсот этих танков. Лучше действовали «единички» на Балканах и в Африке – главным образом ввиду отсутствия у противника бронетехники и серьёзных танкобойных средств.

На 22.06.1941 в строю всё ещё оставалось 655 Pz. 1. За полгода боевых действий были потеряны практически все задействованные на Восточном фронте «единички» – свыше четырёхсот, ещё около сотни были уничтожены в следующем году, до того как было принято решение о снятии безнадёжно устаревших машин с вооружения. Впоследствии они в основном выполняли функции погрузчиков боеприпасов, применялись против партизан или для тренинга личного состава.

Оценивая танк Pz.1 в целом, надо констатировать, что он, созданный в условиях версальских ограничений, фактически для обучения личного состава Панцерваффе, имел весьма невеликие боевые возможности. Это определялось отсутствием пушечного вооружения, слабым бронированием, невысокой технологичностью, а также рядом проектных дефектов, обусловленных отсутствием конструкторского опыта. В общем, проект Pz. 1 лишний раз подчеркнул известную истину о том, что с первого раза редко что получается хорошо.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен-канал «История» (https://zen.yandex.ru/history_world) и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.