Поднимите руки те, кто в этом году брал в аренду электросамокат. (Ха-ха, можете не поднимать. Все равно мы не увидим). Готовы спорить, что таких немного. Пока в России только пробуют новую услугу, в мире идет настоящая война за новый рынок. В нее включились не только крупные инвесторы, но даже автопроизводители, вроде Ford. Сейчас постараемся описать расклад сил и рассказать о главных претендентах на престол.
На днях авторы издания Crunchbase News составили список всех компаний, которые занимаются арендой электросамокатов. Вот он:
Что в нем интересного?
Первое. Все компании в нем очень молодые. Самые старые — турецкая Marti, немецкая Wind Mobility и калифорнийская Bird, которые были основаны в январе 2017-го. При этом половина компаний из этого списка и вовсе были основаны в 2018 году.
Второе. На рынке есть две компании, которые с большим отрывом (по размеру привлеченных инвестиций) лидируют. Это Bird и Lime. Первая привлекла $415 млн, а вторая — $467 млн.
Bird работает в восьми городах в семи странах за пределами США, включая Тель-Авив и Лондон. В США Bird есть в 73 городах. У Lime присутствие шире — в США это 99 городов, а за пределами родного рынка — 12 городов в восьми странах.
Битва Bird vs Lime — это еще и битва инвесторов. Например, в Bird инвестировал легендарный венчурный фонд Sequoia Capital, а в Lime — компания Uber. Битва между этими сервисами еще впереди. На днях Bird начал привлекать независимых партнеров, которые будут покупать самокаты у Bird и самостоятельно организовывать прокат. Это должно помочь компании быстрее расширить свое присутствие и минимизировать затраты.
Третье. Отстающий не значит, что проигравший. Третьим по объему привлеченных инвестиций в списке идет бразильский Yellow. В сентябре он привлек $63 млн — это крупнейший раунд А в Латинской Америке. И у Yellow есть шанс захватить этот рынок, пока там не начали активничать Bird и Lime.
Среди инвесторов Yellow — фонд Grishin Robotics председателя совета директоров Mail.Ru Group Дмитрия Гришина. А в ноябре Гришин сделал экзит из еще одного проката электросамокатов Spin. Этот стартап купил Ford. По данным источников издания Axios, сумма сделки могла составить $100 млн. Вероятно, поддержка автомобильного гиганта может помочь Spin завоевать часть рынка.
Четвертое. В списке Crunchbase нет компаний из России. Но прокат самокатов у нас тоже есть. Летом 2018 года свои пилотные проекты в Москве почти одновременно запустили каршеринговые компании «Делимобиль» и YouDrive. И других игроков есть все шансы побороться за российский рынок — как минимум, постараться захватить другие города-миллионники.