Найти тему
Про ДЗЕН и ДЗЕНьги

Про CTR, целевую аудиторию и показы на Дзене

Когда моему каналу исполнилось два месяца, у меня завязалась весьма продолжительная дискуссия с техподдержкой на тему, почему так неэффективно робот Дзена определяет не только мою целевую аудиторию, но и количество показов каждого отдельно взятого поста.

Должен сказать, что это был, наверное, первый случай, когда сотрудник Яндекса потратил время на то, чтобы изучить «вопрос» и дать аргументированный ответ. Конечно, всю нашу переписку я не буду выкладывать, а остановлюсь на нескольких моментах, которые считаю ключевыми. Надеюсь, вам будет интересно, потому как обычно будут цифры, которые куда красноречивее тысяч слов.

Потратив целый месяц на анализ действий робота, я пришёл к неутешительному выводу, что эффективность моей работы, а следовательно и заработка, могла быть выше, как минимум в 4 раза, если бы «алгоритм» Дзена сделал всего лишь одну простую и казалось бы логичную вещь — больше показывал посты с высоким CTR, а не наоборот. Я изложил свои соображения на эту тему в письме в техподдержку, откуда получил ответ, где среди прочего утверждалось, что:

«Резкие колебания в показах и дочитываниях если и присутствуют в отдельных ситуациях, то столь незначительны, что не влияют на общую картину».

Вот те на… Как по мне, так всё с точностью до наоборот!

Я привёл свои аргументы, а именно краткие данные моего анализа за последний месяц. Из него следовало, что дней, когда больше показов получали самые лучшие по показателям посты, набралось всего 6, т.е. 20% от общего числа…

12 дней (40%) было примерное равенство, но с небольшим креном в сторону «менее популярных» постов.

Ровно столько же (12 дней) было и когда «худшим» по всем показателям постам система отдавала большинство показов.

Вот такая арифметика... 80% уходит мимо денег… напоминает решето, не правда ли? Собранная за месяц статистика наглядно показывала, что система занизила реальную оценку моего труда, как минимум, в 4 раза. И это только за счёт неэффективного алгоритма показов. И это был краткий анализ по дням. Если считать по каждому посту в отдельности, и с конкретными цифрами и процентами, картина вырисовывалась ещё плачевнее…

Если кто не понял, объясняю на пальцах: изменив поток показов с «малочитаемых» постов на более «популярные», общий CTR, а с ним и доходность моего канала при сохранении всех остальных параметров вырастет примерно в 4-5 раз. Т.е. только за счёт урегулирования одного этого момента я бы мог заработать в 5 раз больше и мне даже хватило бы оплатить интернет!

А если ещё разобраться с загадочными, но подозрительно регулярными (2-3 раза в неделю) и совершенно необъяснимыми провалами в популярности некоторых из постов, то при том материале, что был размещен на канале за этот месяц, его доходность могла быть ещё выше… раз в 10, а то и больше.

И это всё, подтверждено статистикой, предоставляемой не моим воображением, а Яндекс.Дзеном, той самой, что имеется в моём аккаунте.

Что за провалы я имею в виду? Те, когда разница в CTR между примерно равнозначными постами составляет не несколько процентов (что вполне нормальная вещь), а в разы или даже под 1000%… Согласитесь, это совершенно нереальные показатели. И примеры таких мистических явлений я тоже отправлял в техподдержку. Увы, но никаких объяснений подобным феноменам мне дано не было.

В заключение этого вопроса маленькое наглядное подтверждение реальной статистикой, какие посты моего канала показывались больше всего.

-2

Здесь смотреть нужно на CTR и "Охват". Как видите, ни одного поста с CTR 10 и выше - исключительно те, заходов на которые было меньше всего... Спрашивается почему так, а не иначе? Неужели робот сам так решил? Увы, робот делает исключительно то, что ему прописал в алгоритмах человек и никак не иначе! :) НО в техподдержке об этом никто не знает и это большой большой секрет! :)

И ещё одно регулярно упоминаемое техподдержкой утверждение про «алгоритм» и качественную обработку им контента, чтобы более точно попадать в основную аудиторию вашего канала, чтобы больше заинтересованных читателей это всё прочитали и тыды, и тыпы...

Как это выглядит на практике, по крайней мере на моём канале, я сейчас продемонстрирую на конкретном примере того, что является главной специализацией моего канала — перлах.

Первые три подборки всё шло относительно неплохо:

1) «Самые смешные перлы из сочинений по роману «Война и мир»

Охват (показы) 19,462

Дочитывания 1,035 (77%)

CTR 7%

Отметки «больше» 78

.

2) «Перлы из школьных сочинений по произведениям Николая Гоголя»

Охват (показы) 21,731

Дочитывания 968 (61%)

CTR 8%

Отметки «больше» 79

.

3) «Перлы из школьных сочинений о Герасиме и его Муме»

Охват (показы) 39,058

Дочитывания 1,854 (80%)

CTR 6%

Отметки «больше» 108

.

Шёл небольшой, но устойчивый рост и показов, и ответной реакции читателей — эти три подборки за неделю принесли мне «одобрямсов» и «подписок» больше, чем два месяца работы до них. Но уже на четвёртой подборке пошёл резкий спад и показов, и CTR, и реакции читателей:

4) «Тургенев, за Базарова ответишь!» (Перлы из сочинений по роману «Отцы и дети»)

Охват (показы) 15,171

Дочитывания 153 (65%)

CTR 2%

Отметки «больше» 9

.

Как такое возможно? Теоретически в двух случаях. Первый, цифра показов не отражает реальную картину (ну, скажем, по какой-либо технической проблеме… система считала, что показы идут, но люди их не видели). Второй, показы шли нормально, но с одним «но» - нецелевой аудитории. Больше такое падение интереса к теме объяснить как бы и нечем. CTR 2%… За 15 лет работы в нете я подобные цифры встречал разве на рекламе. Думаю, если поставить пустую карточку с белым фоном (без текста и картинки) по ней и то больше народа кликнет, чем по этой весьма популярной теме. Естественно, у целевой аудитории.

Знаете, в советские времена в таких случаях говорили о «трубе, в которую что-то улетело», деньги, например… Вот здесь точно такая же ситуация получается. Быть может нужно это исправить? Яндекс молчит...

На сегодня всё… Удачи вам!