Найти тему
Я люблю кино

Ориентация хоррор. Рецензия на новую “Суспирию”

Оглавление

29 ноября на российские экраны выходит «Суспирия» (Suspiria) — новый фильм итальянского режиссёра Луки Гуаданьино, находящегося в центре внимания после успеха его предыдущей картины «Назови меня своим именем» (Call Me By Your Name). На этот раз уроженец Сицилии решил отдать дань уважения кинематографу родной страны и снял ремейк классического ужастика Дарио Ардженто 1977 года. «Я люблю кино» расскажет, что из этого получилось.

Не ужастик

Жанр оригинала, в котором студентка из США приезжала учиться в танцевальную академию в Германии и сталкивалась там с чем-то мистическим и зловещим, вполне соответствовал канонам джалло — итальянской разновидности хоррора. Хорошего в этом было мало: в то время, как в Голливуде выходили фильмы вроде «Изгоняющего дьявола» и «Ребёнка Розмари», по уровню не уступающие самому что ни на есть академическому кино, в Италии зрителей пытались напугать второсортными актёрами, облитыми клюквенным соком. Так и с оригинальной «Суспирией»: смотреть на выражения лиц её персонажей порой откровенно смешно, сюжетные ходы по большей части нелепы, а способы устрашения аудитории кажутся непроходимым китчем. Тем не менее, фильм Дарио Ардженто действительно является ужастиком и за счёт нескольких удачных сцен и мощной концовки врезается в память.

Ремейк Гуаданьино отличается от оригинала так же, как отличаются в них фасады танцевальных школ. По этим двум иллюстрациям, в общем-то, можно понять о фильмах всё.

Кричаще-абсурдные краски в фильме Ардженто
Кричаще-абсурдные краски в фильме Ардженто
Холодная бледная сдержанность в фильме Гуаданьино
Холодная бледная сдержанность в фильме Гуаданьино

При этом новую «Суспирию» даже нельзя назвать ужастиком. Разумеется, Гуаданьино использует некоторые элементы хоррора, но чувствуется, что ему, как любому серьёзному европейскому режиссёру, не интересно делать жанровое кино — вместо этого он хочет снимать в жанре, который определяется исключительно его фамилией. В результате напугать зрителя в картине способна буквально пара эпизодов, а всё остальное, включая абстрактные образы сновидений в духе Тарковского, служит лишь цели показать, насколько эстетически совершенен вкус автора.

На злобу дня

В отличие от фильма Ардженто, новая «Суспирия» пытается охватить не только мистический, но и реальный мир. Действие происходит в Берлине в 1977 году, и мы, конечно же, видим Берлинскую стену, прямо напротив которой и расположено здание танцевальной школы. Кроме того, заметную роль в картине играют события вокруг террористической группировки RAF, гремевшей в то время. На фоне постоянных отсылок к политике режиссёр устами главной героини в исполнении Дакоты Джонсонделает заявление и о будущем: «Почему всем кажется, что всё худшее уже позади?», намекая нам то ли на Трампа, то ли на ещё что-то плохое, и звучит это довольно глубокомысленно.

Дакота Джонсон в «Суспирии»
Дакота Джонсон в «Суспирии»

Показателен и тот факт, что «Суспирия» — фильм почти исключительно о женщинах, и даже центральный мужской персонаж в нём сыгран загримированной до неузнаваемости актрисой Тильдой Суинтон,параллельно исполняющей в картине ещё две значимые роли. На фоне революции феминисток в США подобное решение режиссёра выглядит как явный конформизм. Это подозрение подтверждается и совсем уж шаблонным сюжетным ходом: раз действие происходит в Германии, нельзя обойтись без закона Годвина и не рассказать в решающий момент об ужасах нацистов.

Тильда Суинтон в своих двух ипостасях
Тильда Суинтон в своих двух ипостасях

Музыка

В оригинале едва ли не определяющим приёмом воздействия на зрителя был саундтрек в исполнении итальянской рок-группы с красочным названием Goblin. Запоминающаяся главная тема звучала в фильме очень уж навязчиво, но действительно создавала нужную атмосферу.

В «Суспирии» Гуаданьино саундтреком занялся Том Йорк из культовых Radiohead, что подавалось как большое достижение. Получилось настолько бледно и незаметно, что и говорить об этом не стоило бы. Однако в кульминационной сцене, когда на экране разворачивается кровавая вакханалия, заунывная песня Йорка выходит на первый план, и получившаяся комбинация явно претендует на попадание в число самых нелепых в истории кино. Впрочем, послушайте и попытайтесь представить сами (например, наложив эту музыку на сцену побоища в легендарном «От заката до рассвета»):

Что, если не ужастик?

Мысль о том, что Гуаданьино снимает в каком-то исключительно своём жанре, получает яркое подтверждение в финале. Казалось бы, взявшись за хоррор после мелодрамы о геях, режиссёр явно захотел попробовать себя в чём-то другом. Однако, как это ни странно, получилось у него всё то же «Назови меня своим именем». Не в плане однополой любви (хотя намёки на неё в фильме тоже присутствуют), а в плане любви вообще. Мощная финальная сцена, практически не уступающая таковой в предыдущем фильме режиссёра, превращает картину в мелодраму.

Тимоти Шаламе в финале фильма «Назови меня своим именем»
Тимоти Шаламе в финале фильма «Назови меня своим именем»

Наверное, кому-то такая неожиданность придётся по вкусу, но основную часть зрителей, привыкшую к жанровой определённости, может и разочаровать. Поэтому, если вы хотите хороших новых ужасов, лучше посмотрите «Реинкарнацию» (Hereditary) или гениальный сериал Майка Фланагана «Призраки дома на холме» (The Haunting of Hill House). А вот если вам нравится европейское авторское кино, в котором личность его создателя затмевает собой всё остальное, то новая «Суспирия» — то, что доктор прописал.

-7