Найти тему
Самарская Газета

Пять мифов о развитии речи ребенка

Когда ребенок должен заговорить, может ли развивающая игрушка заменить человека, нужно ли детей «сажать за парту» с ранних лет?   

Мы подобрали пять наиболее распространенных мифов о развитии детской речи. Развеять их помогла учитель-логопед детского сада №359, логопед центра для детей с особенностями развития Елизавета Баженова.

Миф №1. Ребенок разговорится, когда пойдет в детский сад

— Что происходит на самом деле? Любящие родители понимают каждую просьбу своего чада и выполняют её, не давая ему высказаться. Малышу вместо того, чтобы сказать «дай», достаточно всего одного жеста. Поэтому ему просто незачем говорить, его и так понимают. В детском саду ребенку «приходится» начать говорить, потому что педагоги и другие дети не понимают его без слов.

Среди более «разговорчивых» сверстников ребенок может замкнуться в себе. Если малыш явно плохо говорит для своего возраста, для стимуляции речи ему нужна помощь специалиста.

Миф №2 Чем раньше начать учить с ребенком алфавит и иностранный язык, тем лучше

— Дети должны пройти все ступени взросления. Если ребенок с ранних лет будет постоянно занят учебой и мало играть, то этот «развлекательный» пробел он будет восполнять в старшем возрасте.

С логопедической точки зрения, прежде чем учить буквы или другой язык, сначала нужно сформировать базу.  Должны быть выучены все звуки, и сформированы фонематические процессы.

Миф №3  Ребенок во время обучения должен сидеть за столом смирно

— Если ребенок-дошкольник будет говорить всё правильно, болтая при этом ногами, ничего страшного. В этом возрасте для него игра — основная деятельность. Да, бывают занятия за столом, которые требуют сосредоточения. Однако новую информацию, в том числе речевую, ребенок успешнее усвоит, если она будет подаваться в игровой форме.

Миф №4 Развивающие игрушки так же полезны для ребенка, как и занятия с живым человеком

— Безусловно, можно и нужно использовать специальные игрушки для развития речи. Но стоит это делать во время совместных занятий с ребенком. Малыш подражает артикуляции взрослого. Поэтому, чем чаще он видит «живой говорящий рот», тем лучше усваиваются и формируются звуки. Конечно, немаловажную роль играет слуховое внимание и восприятие.

Миф №5 Как говорят родители, так и будет говорить ребенок

— Это утверждение верно лишь отчасти. Родителям с речевыми особенностями трудно следить за речевым прогрессом своего чада, так как им сложно услышать ошибки. Однако все звуки можно «вызвать», то есть услышать верный звук. Его с ребенком нужно закреплять. Чаще всего это процесс не быстрый, и работа должна быть совместной.