Найти в Дзене
дневник ролевика

Дуэль Сен-Люка и графа де Монсоро: разбор от "Дневника ролевика"

Сегодня на очереди у нас снова статья по заявкам, и снова - разбор дуэли из фильма. Сегодня это, как следует из заголовка, поединок из "Графини де Монсоро", а дуэлянты - бывший королевский фаворит Сен-Люк, ну и граф де Монсоро, собственно...) Перед тем, как мы начнем - несколько небольших авторских ремарок. Лично для меня этот эпизод интересен тем, что это поединок не великих мастеров фехтования, а как раз-таки крепких середнячков. С поправкой на то, что это все-таки кино, и бой, разумеется, постановочный, я бы сказал, что сейчас перед нами - обычные фехтовальщики XVI века. Уровня чуть выше среднего. Примерно такой уровень и будет иметь человек, который не спит со шпагой, как с женой, но уделяет тренировкам один-два часа пару-тройку дней в неделю на протяжении нескольких лет. Поэтому здесь мы не увидим отточенной шагистики и тщательно выверенных красивых приемов. Кроме одного, пожалуй...)) Что ж, тем интереснее! Вторая ремарка: бездоспешное фехтование на боевом оружии - всегда очень ос
Оглавление

Сегодня на очереди у нас снова статья по заявкам, и снова - разбор дуэли из фильма. Сегодня это, как следует из заголовка, поединок из "Графини де Монсоро", а дуэлянты - бывший королевский фаворит Сен-Люк, ну и граф де Монсоро, собственно...)

Перед тем, как мы начнем - несколько небольших авторских ремарок. Лично для меня этот эпизод интересен тем, что это поединок не великих мастеров фехтования, а как раз-таки крепких середнячков. С поправкой на то, что это все-таки кино, и бой, разумеется, постановочный, я бы сказал, что сейчас перед нами - обычные фехтовальщики XVI века. Уровня чуть выше среднего. Примерно такой уровень и будет иметь человек, который не спит со шпагой, как с женой, но уделяет тренировкам один-два часа пару-тройку дней в неделю на протяжении нескольких лет.

Поэтому здесь мы не увидим отточенной шагистики и тщательно выверенных красивых приемов. Кроме одного, пожалуй...))

Что ж, тем интереснее!

Вторая ремарка: бездоспешное фехтование на боевом оружии - всегда очень осторожное. Возможно, вам в какой-то момент покажется, что противники медлят... Это действительно так. Потому что в бою, а не на спортивном ринге, любой человек испытывает два взаимно противоречивых желания: вогнать противнику кусок железа под ребро - и как-то так исхитриться, чтоб самому не получить такой подарочек. Превалирует обычно второе желание...)

Третья ремарка: оружие. У де Монсоро обычная рапира, у Сен-Люка - рапира-фламберг. Вот примерно такая:

Это оружие опять-таки свойственно XVI веку. Также оба дуэлянта вооружены кинжалами, но в бою их почему-то не используют. Это несколько странно, на дуэлях тогда дрались парным оружием, но... Ну допустим. Итак...

Ангард!

Бой уже начинается неправильно. Не по канонам. Со слишком близкой дистанции. Это смертельно опасно, но ведь они только что мирно разговаривали друг с другом, поэтому и оказались так - слишком близко.

-2

Лишний раз напоминаю: безопасная дистанция в фехтовании - это длина вытянутой руки вашего противника, плюс длина его меча, плюс два его шага! Не меньше. И то особо быстрые ребята эти два шага преодолевают в считанные полсекунды...

Шпаги в нижней позиции. Это нормально. На такой короткой дистанции стоит бояться прежде всего ранения в ногу. У Сен-Люка отмечаем слишком прямые ноги...)

Бой начинается с атаки графа Монсоро, который батманом отклоняет рапиру противника и наносит размашистый рубящий в голову. Слишком высоко, взял бы чуть ниже - и оппонент не успел бы пригнуться. Далее следует обычная для рапиры череда уколов в корпус...

Вот оно!

Сен-Люк, не разрывая дистанции и тем самым сохраняя контроль над оружием противника, делает "обкручивание" и начинает атаку, которую в XX веке называли атакой "стрелой". Это быстрый натиск, почти набег, уставив острие противнику в грудь. Прием насколько эффективный, настолько и рискованный. Но вообще-то он для спортивной шпаги, на тяжелой рапире весом примерно в 1,2 кг получается несколько хуже...) Поэтому граф Монсоро и успевает уклониться.

Закрыться шпагой он и не пытается. В этом случае при атаке "стрелой" неминуемо обоюдное поражение. Ну на фиг.

-3

Исход первой фазы боя - ничья. Едем дальше.

Примечание: здесь графа могли бы спасти хорошие физически данные. Когда Сен-Люк замер вот в таком положении, можно было бы предпринять атаку либо с перехватом его руки с рапирой, либо просто - своим уколом поверх клинка фламберга, в плечо. Но де Монсоро - обычный человек, не спортсмен. Он уже слегка выдохся, и запаса энергии на такую атаку ему уже не хватает.

Физические возможности Сен-Люка гораздо выше - он даже успевает болтать во время поединка. Он моложе, да и, судя по всему, тренируется чаще.

Граф переходит в контратаку, тесня Сен-Люка рубящими ударами. Со стороны смотрится красиво, но на самом деле...) Понимаете, в бою на колюще-рубящих рапирах (или подобном оружии) рубящего удара в голову или корпус можно почти не опасаться, если ты стоишь в стойке типа "Железной двери" - рапира в чуть согнутой руке смотрит в лицо противнику.

Он до тебя рубящим ударом все равно не достанет. Скорее сам на меч насадится, как бабочка-суицидник. Рубят в таком случае только в руку, в кисть или предплечье. Специальный удар для этого случая существует, трамаццоне называется, только эти господа его не знают...))

Будем считать, что де Монсоро бьет в руку)

Прижимает Сен-Люка к дереву... Дистанция сокращается... Вуаля, почти клинч!

-4

Взаимный перехват за руку. В реальном поединке случается сплошь и рядом.

Толчок... Граф продолжает рубить наотмашь. Раздухарился. Слишком устал.

-5

А рапира - не топор, это оружие точность и координацию любит...

Флеш-атака графа. Сен-Люк ловит его при помощи ухода в диагональ - просто-напросто смещается с линии атаки. Но заколоть противника в ближнем бою не может - рапира слишком длинная.

Грубо говоря, когда взял оппонента в борцовский захват, надо бросать длинный ковыряльник и выхватывать из-за спины кинжал. Но бросить оружие страшно. Практически у любого человека есть такой блок в голове, не слишком-то правильный, кстати.

Обычно, когда в голову взбредает идея таки бросить длинное и взять короткое, оказывается уже слишком поздно...

Граф, оказывается, неплохо умеет в борьбу! Сен-Люк улетает в кусты и подставляется под шпагу. Результат второго тайма - раненое предплечье бывшего фаворита.

Третий тайм

Он начинается несколько осторожнее - каждый из дуэлянтов убедился, что дело серьезное и просто так оппонента не одолеть. Очередная "стрела" Сен-Люка... Уход в диагональ графа..."Детский финт" (удар из-за спины) бывшего фаворита, который он выполнил из крайне неудобного положения. Вот это было красиво, да.

Графу это надоедает, и он хватается за кинжал. А кинжал у него не простой - шпаголом с тройным клинком, раскрывающимся по нажатию кнопки...)

-6

Все. С этого момента красивости кончаются и начинается вульгарная драка. Так всегда бывает, когда дуэлянты устают - на то, чтоб проводить какие-то там приемы, силы нужны, а их уже нет...) Фехтовальный спарринг, несмотря на кажущуюся простоту, отнимает на самом деле очень много сил.

Сломать фламберг Сен-Люка у графа не выходит. Это тоже далеко не тривиальная задача, хотя фламберги вообще более хрупки, чем классические прямые мечи. Слабое место конструкции.

Наоборот, де Монсоро сам лишается и меча, и кинжала. Чисто потому, что его противник моложе и сильнее физически. Но зато решает поиграть в благородство, возвращая графу шпагу...

Но нет у графа сил. Нетути. Возраст, знаете ли. Он опять переходит в атаку, рубя тонким мечом, как топором, но в колющем фехтовании это противопоказано...

Туше!

Закономерный результат - в промежутке между двумя ударами, пригнувшись, Сен-Люк вгоняет фламберг графу куда-то в левый бок. Тот, кто устал больше, всегда движется медленнее, и движения его приобретают большую амплитуду. Соответственно, появляется возможность провести контрукол или контрудар в момент, когда меч противника находится в одной из своих "мертвых точек" - в конце одного удара и перед следующим.

Сен-Люк именно это и сделал.

-7

И, честно говоря, я был крайне удивлен, когда выяснилось,что граф выжил. Волнистое лезвие фламберга куда-то в район селезенки... Обычно для человека это фатально.

Туше, господа...

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika