«17/XI. Радостный день! — записывает Барыкин в дневнике. — Сегодня встретились с представителями Красной Армии, ее разведчиками. Ура! Долгожданный день настал. Скоро, видно, Гомельская область будет дышать советским воздухом».
Тем временем гитлеровские части, преследуемые войсками Красной Армии, устремились к Березине, вышли к берегу, начали спешно наводить понтонную переправу. Получив донесение об этом, штаб соединения приказал ударить силами бригад имени Пономаренко и имени Железняка по вражеской автоколонне, растянувшейся на Горвальском шляху. Удвоив нажим, партизаны перерубили ее сразу в нескольких местах.
— Хвост увяз — бейте по голове! — требует Барыкин, когда поступают первые сообщения об удачном начале операции. — Горваль, бейте по Горвалю! Где Шитман? — порывисто обернулся Емельян Игнатьевич, нетерпеливо ища взглядом командира отряда имени Кирова. — Вот что, Виктор, бери своих орлов — и к Горвалю, — сказал Барыкин. — Надо закрепить успех. Переправу держать до подхода наших регулярных войск. Задачу понял? А для усиления бери роту из «Большевика».
Озабоченно копошась на берегу, спуская на воду понтоны, гитлеровцы не заметили партизан. Подойдя скрытно, незаметно, кировцы неожиданно обрушили на них всю мощь своего огня, затем с ходу ворвались в населенный пункт. Застигнутые врасплох, гитлеровцы беспомощно заметались, стали бросаться в воду. Десятки трупов вражеских солдат унесла Березина, уже не раз становившаяся могилой для иностранных захватчиков.
На берегу осталось более сотни машин с боеприпасами, оружием, обмундированием, продовольствием. Среди партизан стали срочно искать шоферов. Вспомнив свою довоенную профессию, за руль автомобиля сел и Федор Котченко. Надрывно взвывая моторами, грузовики с трудом взбирались по раскисшему от осенних дождей косогору...
В это время в расположение штаба Гомельского партизанского соединения вкатилась старенькая «эмка». Когда машина остановилась, из нее вылез первый секретарь Гомельского обкома партии Жиженков. Изумленные его неожиданным появлением, Кожар и Барыкин тут же поспешили навстречу, обнялись, расцеловались.
Отстранив Барыкина, Жиженков залюбовался им: ишь, словно дуб могучий! Крепкие у него корни, никакая буря не вырвет!
— Емельян Игнатьевич, а где же борода? — вдруг поинтересовался Жиженков. — Помнится, вы обещали отпустить?
— Была борода, — Емельян Игнатьевич смущенно потер рукой голый, гладкий подбородок, — да сбрить пришлось. По решению общего собрания партизан, — рассмеялся он. Став серьезным, спросил:
— Флавиан Васильевич, если не секрет, вы куда путь держите?
— В Гомель.
— В Гомель? — удивился Барыкин. — Да там же немцы!
— Сегодня — немцы, а завтра — наши. Это вопрос ближайших дней. И вам, дорогой мой, надлежит прибыть туда же, — озабоченно сказал Жиженков.— Принято решение: соединение расформировать, а вас направить на прежнюю работу, первым секретарем горкома партии. Итак, до встречи в Гомеле, — попрощавшись, сел в машину Жиженков.
И хотя приказ о расформировании соединения был получен, переводить стрелку на мирные рельсы было еще рано. Шифровка, поступившая в штаб, гласила: к 10.00 /1 ноября партизанам занять позицию у Боровиков, превращенных противником в мощный узел сопротивления в полосе наступления наших войск, сковывать силы врага до тех пор, пока части Красной Армии не перережут железную дорогу Жлобин — Калинковичи, а затем в районе Шатенок (ныне Светлогорск) окружить и уничтожить крупные силы гитлеровцев.
— Чует мое сердце, это последняя наша операция, — прочитав шифровку, задумчиво произнес Кожар. — Берись, Игнатьич, «покочегарь» напоследок.
— Да, Емельян Игнатьевич был нашим признанным военным руководителем, настоящим начальником штаба, — вспоминает Аркадий Денисович Рудак.
Мой собеседник — бывший секретарь Гомельского подпольного обкома комсомола, член подпольного обкома партии, генерал-майор в отставке. Его можно часто увидеть на предприятиях, в школах, Музее истории Великой Отечественной войны, где он выступает перед молодежью. В 1981 году в Минске вышла его книга «Экзамен на зрелость», в которой рассказывается о славных боевых делах гомельских подпольщиков и партизан.
Боевой соратник Кожара и Барыкина, он и теперь, спустя многие годы, прекрасно помнит их.
— Разные они были люди как по своему внешнему облику, так и по характеру, — продолжает Аркадий Денисович, — Кожар нетороплив, медлителен, Емельян Игнатьевич быстр и решителен. И при всей этой внешней несхожести они дополняли друг друга, работали в добром согласии и взаимопонимании. Илья Павлович осуществлял общее партийное, политическое и военное руководство борьбой против гитлеровских захватчиков, давал установку провести ту или иную операцию. А Барыкин разрабатывал ее, доводил до конца, претворял в жизнь указания подпольного обкома...
Из бойцов нескольких бригад и отрядов начальник штаба сформировал мощную штурмовую группу, назначив ее руководителем командира жлобинской партизанской бригады имени Железняка Василия Шаруду. Затем связался с командиром 37-й гвардейской дивизии, в полосе сопротивления гитлеровцев, и попросил помощи. Военные откликнулись быстро: прислали батарею гаубиц, стрелковую роту и батарею полевой артиллерии.
Попытка взять Боровики с ходу окончилась неудачей: враг сопротивлялся ожесточенно. Тогда Барыкин, произведя рекогносцировку местности, решил применить излюбленный партизанский прием — ударить по врагу там, где он ждет меньше всего.
Совершив стремительный марш-бросок, армейцы и партизаны вышли в указанный им район. Партизаны дружно ударили по Боровикам с тыла, армейцы — с правого фланга. Гитлеровцы поняли: еще немного — и «мышеловка» захлопнется. Прекратив сопротивление, побросав оружие, они обратились в поспешное бегство. В ночь на 25 ноября партизаны и армейцы овладели важным узлом обороны противника.
«На этом наша миссия по Боровикам закончилась, — отмечал Барыкин в дневнике. — Сковывая значительные силы... мы давали тем самым возможность основным частям нашей армии действовать, не оглядываясь, на главных направлениях».
А на другой день, 26 ноября 1943 года, доблестные войска Красной Армии освободили Гомель. Вечером Москва салютовала ратному подвигу воинов и партизан.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!