Когда мне говорят: «Весь бизнес только в Москве и Петербурге» — я не спорю, потому что так оно и есть. Могу смотреть с высоты своего опыта — я довольно часто бываю в регионах и, пожалуй, да, большие деньги там не крутятся. Но в чем же причина?
Можно бесконечно говорить о региональной политике государства, про то, что малый бизнес в России и так слабый, а законодательство не способствует развитию. Но это те факторы, на которые мы можем влиять весьма опосредованно. Поэтому я предлагаю смотреть на то, что можем сделать мы уже сейчас, собственными силами, чтобы пытаться сопротивляться обстоятельствам.
Все думают, что весь бизнес в Москве и Петербурге. Удивительно, но это и есть причина отставания некоторых регионов. Ближайшие к столицам города почти всегда не используют все свои ресурсы на полную, потому что боятся, что их «сожрут» столичные сетевики. Поэтому либо бросают свои идеи, либо пытаются уехать в большой город. Мне хотелось бы, чтобы такого было как можно меньше. Успешность региона в руках каждого инициативного человека. Не стоит боятся попробовать предпринять что-то у себя дома. Поверьте, вам будет легче с психологической точки зрения построить свой бизнес там, где живут ваши друзья и семья — тем более сработает сарафанное радио и вашими первыми клиентами смогут стать знакомые знакомых.
Я знаю несколько примеров, когда региональная компания выходила бы на общероссийский рынок, добивалась успеха, и становилась воплощением типичной американской мечты — стать настоящим мастодонтом из небольшой фирмы. На ум мне сразу приходит Skuratov Coffee. Как компании получилось из небольшой кофейни в Омске вырасти в сеть, покоряющую Москву, Петербург, и планирующую открытие еще в нескольких городах России.
Если вы живете в регионе, чувствуете в себе силы и у вас есть мощная идея, но вы боитесь, потому что живете не в развитом городе — преодолевайте страх. Исключительно в ваших интересах взять себя в руки и все изменить, потому что в данный конкретный момент, возможно, зависит не только ваше будущее, но и будущее вашего города.