Нечасто случаются моменты, когда книжка, которая не произвела на тебя впечатления, вдруг заиграет какими-то иными красками на сцене театра.
«Бовари» в Вахтангова - ровно тот случай. Или просто я наконец доросла до Флобера.
Спектакль получился уникальный. Поставленный на Симоновской сцене, он использует все её пространство. Зритель с помощью легкого конферанса сменяет один зал на другой. Почти что модная ныне «иммерсивность», но легкая и крайне ненавязчивая. Благодаря сценографии Обрезкова мы с легкостью перемещаемся из одного дома в другой, из провинции в столицу и обратно.
Зритель часто узнает в спектакле себя. Вы бы видели, как посмеивалась группа мужчин в сцене соблазнения Эммы Рудольфом. Чувствовалось, что каждый его приемчик отточен и используется не одним поколением.
Такое тонкое ироничное действие, что часто ловишь себя на том, что все эти ситуации, развязки, развитие событий - все это так знакомо и рядом. При этом язык Флобера сохранен, и пласты текста из книги не утяжеляют постановку, а, наоборот, придают ей дополнительные шарм и выразительность.
Спектакль получился очень легким и стремительным, хотя и идет он, рассказывая историю, более трех с половиной часов.
Из Анны Дубровской получилась потрясающая Бовари, ровно такая, какой ей и надлежит быть. Нервная, надломленная, исступленная. Только вот в душе никак не понять, сопереживаешь ты ей или просто удивляешься.
Она не выделяется как главный персонаж. Да, все развивается вокруг и через нее. Но насколько живой и выпуклый мир рядом с ней. Собирательное общество, то самое, про которое мы не раз писали в школьных сочинениях. Каждый - маленькая драма или комедия, а чаще - трагифарс.
Спектакль начинается и заканчивается процессом суда над Флобером и большим знаком вопроса: развращает или, наоборот, предостерегает эта книга? Ответ, наверное, должен меняться со временем и жизненным опытом смотрящего.