Авиационные путешествия стали делом привычным. Как и различные развлечения на борту во время полёта. Например, просмотр кино. В зависимости от класса салона, пассажир может смотреть фильм или на персональном мониторе, или на одном из общих дисплеев. Но «небесные кинотеатры» прошли долгий путь развития и сегодня мы поговорим о том, как всё начиналось.
Первый фильм
Основу воздушного флота американской авиакомпании Aeromarine Airways составляли летающие лодки Aeromarine 75. Это были гражданские версии военных патрульных Felixstowe F5L (или Curtiss F5L в американском варианте). Каждая из них имела имя собственное, но нас интересует лишь одна — "Santa Maria" («Святая Мария»).
На Aeromarine 75 "Santa Maria" летом 1921 года Aeromarine Airways выполнила ряд полётов-экскурсий в рамках выставки Pageant of Progress («Пейзаж прогресса»), проходившей в Чикаго. Во время обзорного полёта пассажирам демонстрировался промо-фильм о городе — "Howdy Chicago!" («Привет, Чикаго!»). Именно эти показы стали первыми задокументированными сеансами кино на борту самолёта. Фильм, естественно, был немой. Первый в мире звуковой фильм покажут в Копенгагене лишь спустя 2 года.
Первый художественный фильм
"Howdy Chicago!" был фактически рекламным роликом и демонстрировался не на регулярном рейсе. 6 апреля 1925 года британская авиакомпания Imperial Airways предложила своим пассажирам насладиться просмотром фильма "The Lost World" («Затерянный мир»), основанным на научно-фантастическом романе Артура Конана Дойла. Сделали они это во время получасового полёта (полностью фильм длился 75 минут) от Лондона до континентальной Европы на самолёте Handley Page W.8b.
Технически немой фильм "The Lost World" тем не менее стал первым фильмом со звуком, показанным на борту самолёта. Это стало возможным благодаря использованию радио. Звуковое сопровождение к фильму исполнял оркестр Берлинской филармонии. Музыка транслировалась широковещательной радиостанцией и принималась на борту Handley Page W.8b.
Первая телевизионная передача
В 1930-х годах начало развиваться телевизионное вещание. Компания Western Air Express в 1932 году становится первопроходцем — на борту её самолёта Fokker F-10 пассажиры увидели экспериментальную телевизионную передачу.
Также стоит отметить опыт компании United Airlines. В декабре 1939 года она предложила пассажирам рейса Нью-Йорк — Вашингтон — Нью-Йорк передачу в режиме реально времени — оператор на земле снимал взлёт авиалайнера и эта картинка сразу транслировалась на борт самолёта.
Первый кинотеатр
На британском авиалайнере Bristol Brabazon планировалось оборудовать отдельный 32-местный кинотеатр. В итоге решили обойтись 23-местным кинозалом, размещённым в хвостовой части фюзеляжа и совмещённым с зоной отдыха и баром. Самолёт в серийное производство не пошёл и планы по созданию летающего кинотеатра не были реализованы до конца.
Первый фильм на регулярных рейсах
До 1961 года при демонстрации фильмов в самолётах использовались обычные стационарные проекторы. Но всё изменилось, когда инженер Дэвид Флексер из компании Inflight Motion Pictures разработал кинопроектор специально для установки на пассажирских самолётах. Первой авиакомпанией, которая на регулярной основе ввела показ фильмов на своих рейсах, стала Trans World Airlines. 19 июля 1961 года на борту Boeing 707 пассажиры во время полёта посмотрели фильм "By Love Possessed" («Охваченные любовью»). Этот фильм стал одновременно и первым цветным фильмом, показанным на борту самолёта.
Дальнейшее развитие технологий и появление различных форматов видеокассет позволило иметь на борту несколько фильмов и легко менять их силами стюардесс без специальной подготовки. В бизнес-классе появляются отдельные ТВ-экраны для показа телевизионных программ. Звук передаётся на наушники, которые во многих авиакомпаниях пассажирам бизнес- и первого класса раздавались бесплатно, а эконом-класс мог купить за 1 доллар.
Первый дисплей в подголовнике кресла
Привычное нам сегодня устройство впервые появилось на борту Boeing 747 авиакомпании Northwest Airlines в 1988 году. 116 мест бизнес-класса и часть мест эконом-класса были оборудованы персональными дисплеями системы Philips Airvision. Пассажиры могли посмотреть несколько фильмов на выбор, заказать напитки из дьюти-фри или снеки. Через 3 года компания Virgin Atlantic станет первой, кто установит такие дисплеи во всех классах своих лайнеров.
СССР
А что могла предложить своим пассажирам самая большая авиакомпания мира — «Аэрофлот»? Несмотря на существовавшее разделение салона по уровню комфорта, развлечениями на борту советских авиалайнеров не баловали. Были газеты, журналы для чтения, бар или буфет для выпить-закусить, могло быть радио. А вот кино или телевидения на постоянной основе не было. Хотя эксперименты и проводились.
В 1960-х годах 16-миллиметровый проектор установили в салоне среднемагистрального самолёта Ан-10. Во время полёта демонстрировался кинофильм, звук которого пассажиры могли слушать через персональные наушники. Очень похоже на то, что есть сейчас. Информации о том, что такие сеансы проводились на регулярных рейсах, мне найти не удалось.
Следующий эксперимент состоялся 1 декабря 1969 года. В салоне реактивных лайнеров Ту-134, летавших по маршрутам Москва — Ленинград и Ленинград — Киев, установили видеосистемы. На телевизорах «Юность» пассажирам показывали программы Центрального телевидения СССР.
Сегодня пассажир может выбрать для просмотра любой фильм из обширной фильмотеки или посмотреть телепередачу. Дисплеи превратились в панель управления развлекательным центром — кино, музыка, игры, книги и прочая. И всё это начиналось с короткого немного чёрно-белого рекламного ролика о Чикаго.
Дорогой читатель, у тебя есть интересный опыт с кино или другими развлечениями на борту самолёта? Поделись в комментариях!
Спасибо за внимание!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com