Найти тему
We were made in the 80s

Группа крови Виктора Цоя и "Кино": 30 лет великому альбому

Что?

«Кино» - «Группа крови»

Где?

СССР, Ленинград

Когда?

1988

История:

Говоря о музыке восьмидесятых, нельзя игнорировать то, что происходило в те годы на советской сцене (если говорить о герое сегодняшнего выпуска, то это не обязательно сцена – иногда площадками для выступления служили квартиры, иногда – котельная). Итак, сегодня мы поговорим о Викторе Цое и одной из самых его популярных песен на всём постсоветском пространстве – «Группа крови».

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в городе Ленинград. Его отец, Роберт Максимович, по происхождению был корейцем, работал инженером. Мать, Валентина Васильевна, была преподавателем физкультуры.

На фото: Роберт Максимович Цой (верхний ряд, в центре), Валентина Васильевна Цой (верхний ряд, справа), Виктор Цой (нижний ряд, в центре).
На фото: Роберт Максимович Цой (верхний ряд, в центре), Валентина Васильевна Цой (верхний ряд, справа), Виктор Цой (нижний ряд, в центре).

В детстве посещал художественную школу, потом поступил в художественное училище имени Серова, откуда был исключён с формулировкой «за неуспеваемость». В художественном училище Виктор со своим приятелем Максимом Пашковым организовали группу «Палата № 6», в которой Цой играл на бас-гитаре. Летом 1981 года Цой вместе с Алексеем Рыбиным (гитара) и Олегом Валинским (барабаны) основали группу «Гарин и Гиперболоиды». Именно под таким названием группа вступила в Ленинградский рок-клуб и репетировала первые песни. Позже Олега Валинского забрали в армию, а ещё позже он стал вице-президентом ОАО «РЖД», но так или иначе группа превратилась в дуэт и сменила название на «Кино». В 1982 году под предводительством Бориса Гребенщикова, который выступил продюсером, и под руководством Андреем Тропилло группа записала и выпустила свой дебютный альбом – «45», названный так по времени звучания материала. Исторический курьёз: до 1996 года альбом не звучал 45 минут, т.к. песня «Я – асфальт» была исключена из начального треклиста, позже историческая справедливость восторжествовала – песню вернули в альбом в переиздании 1996 года. В 1983 году Алексей Рыбин «из-за творческих разногласий» покинул группу, но до ухода успел познакомить Цоя с гитаристом Юрием Каспаряном, который во многом определял звучание группы «Кино» до самого конца её существования.

Позже были выпущены альбомы «Начальник Камчатки» (1984), «Это не любовь» (1985) и «Ночь» (1986). Все ранние работы группы «Кино» можно условно назвать поиском своего звучания: «45» - акустическая дворовая романтика, «Начальник Камчатки» - новая романтика, «Это не любовь» - поп-музыка, «Ночь» - новая волна, постпанк.

В 1987 году «Кино» приступила к работе над новым альбомом, которому, по признанию многих критиков и слушателей, была уготована судьба стать лучшим альбомом в истории русского рока.

Перед записью «Группы крови» «Кино» записали мини-альбом шутливых поп-песен про любовь, но группу не устроило звучание и запись была забракована (после смерти Виктора Цоя эти песни вошли в издание «Неизвестные песни», выпущенное в 1992 году). По словам Юрия Каспаряна, в тот момент они размышляли над созданием самого настоящего бойз-бэнда, который пел бы этот блок песен («Любовь – это не шутка», «Братская любовь», «Когда твоя девушка больна»), но это так и осталось в виде задумки.

Во время работы над записью альбома «Ночь» были записаны четыре песни, которые позже вошли в «Группу крови», все с другой аранжировкой: «Дальше действовать будем мы», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «Попробуй спеть вместе со мной» и «Спокойная ночь» (на тот момент песня была записана под акустическую гитару и в ней отсутствовал последний куплет). Первые три из них были использованы в фильме «Конец каникул», в котором снялись участники группы.

Весь альбом был записан в домашних условиях: в основном запись проходила у барабанщика группы Георгия Гурьянова. Группа не хотела связываться с Андреем Тропилло, т.к. им не нравился звук альбома «Ночь», который был записан на его студии. С Алексеем Вишней, у которого писали «Это не любовь», у Цоя были разногласия, но Вишня всё-таки уговорил Виктора и получил для сведения отличный материал (как в художественном плане, так и в техническом): многоканальная запись, где на первую дорожку была записана драм-машина, запрограммированная Гурьяновым, на вторую – бас Игоря Тихомирова, на третью – электрогитара. Алексей Вишня: «Сводили результат на четвёртую дорожку. Затем Цой пел голос два раза, на две дорожки; дабл-трек сводили на третью. Потом Каспарян затирал одиночные голоса двумя гитарами. Это уже была практически готовая запись. Мне было нужно просто свести это грамотно: развести по панораме и фронтальным планам, наложить поверх голос Цоя или клавишные Андрея Сигле, либо гитару Каспаряна».

На фото: Алексей Вишня и Виктор Цой. Фото: Виктор Немтинов.
На фото: Алексей Вишня и Виктор Цой. Фото: Виктор Немтинов.

Одним из немногих людей, получивших гонорар за запись, был Андрей Сигле – пианист, профессиональный музыкант, получивший консерваторское образование. Позже он стал кино-композитором (писал музыку для сериалов, например, для сериала «Улицы разбитых фонарей»), а в момент записи был человеком, которого «Кино» наняли вместо Сергея Курёхина (его стиль игры вряд ли пошёл бы на пользу альбому). Но играл он на инструменте Курёхина, пока тот спал после шумной вечеринки.

Когда альбом наконец был сведён, Вишня, к удивлению для себя, узнал, что Цой изначально не планировал издавать «Группу крови» в СССР, а хотел выпустить её в США. Тут Вишне пришлось пойти на хитрость и совершить поступок, который не вызвал одобрения у Цоя, но сделал альбом фантастически популярным на территории всего СССР. Алексей сделал копию с оригинала записи и отправился с ней в Москву, где встретился с Андреем Лукиновым, который в те годы занимался тиражированием записей (сейчас работает в продюсерском центре Игоря Матвиенко), и сделал одну копию, получил двести рублей. Спустя шесть дней Цой, гуляя по Алма-Ате, где он находился на съёмках фильма «Игла», наткнулся в магазине звукозаписи на свой новый альбом. В интервью самиздатовскому журналу РИО Цой говорил: "Полное пиратство. Никакого отношения к распространению записей группы КИНО я не имею. Единственное, что мы сделали, - это записали альбом. Мы закончили запись альбома, и буквально на следующий день я улетел в Алма-Ату. Прилетел, походил по городу, смотрю у кооперативщиков лежит: КИНО, 1988, "Группа крови". В Ленинград прилетел - и здесь на каждом углу, в каждом ларьке. А по опросам газеты "Смена" альбом занимает первое место... И все кооперативы говорят, что наиболее записываемая группа - это КИНО. Да, думаю, как всё отлично-то".

Стоит добавить, что лично я тоже познакомился с этим альбомом на пиратской кассете: на первой стороне была записана "Группа крови", на второй - "Звезда по имени Солнце". Кассета была шестидесятиминутная, а пиратов, делавших запись, мало интересовало, помещается ли альбом на кассету полностью. Поэтому изначально для меня альбом заканчивался на первых аккордах песни "Попробуй спеть вместе со мной". Я был мал и глуп, поэтому считал, что это какой-то отличный, но при этом короткий инструментал. Лишь в 1996 году, когда Moroz Records переиздавал дискографию "Кино", я получил полную версию альбома и смог послушать его целиком. Предлагаю это сделать и вам. Альбом получил массу положительных отзывов: в том числе, признавался лучшим альбомом в истории русской рок-музыки. Он и сейчас звучит довольно свежо и актуально, несмотря на то, что в этом году отмечает своё тридцатилетие. Расскажите в комментариях свою историю знакомства с этим альбомом.

Цитата:

«Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь».

Живое выступление:

Что ещё послушать?

«Кино» - «Дерево»

«Кино» - «Место для шага вперёд»

«Кино» - «Нам с тобой»

Или послушать мой плейлист "Кино: главное", в котором я собрал лучшие, на мой взгляд, песни из каждого номерного альбома группы, но которые чаще всего остаются за бортом различных сборников хитов.