Итак, с тем, что такое прибыль и каковы некоторые ее виды, мы с Вами, дорогие друзья, уже немного разобрались в предыдущих статьях моего канала. Самое время теперь научиться анализировать этот показатель.
Распространенными подходами в анализе финансовых результатов являются следующие три:
1) анализ абсолютных значений - просто сравниваем полученные прибыль или убыток с аналогичными показателями своей же организации или подобного экономического субъекта;
2) факторный анализ - с помощью специальных приемов экономического анализа сначала вычленяем, а потом оцениваем влияние на прибыль различных факторов, например, цены, количества проданных товаров (продукции, работ, услуг), выручки и прочих доходов, различных элементов расходов и т.д.;
3) анализ относительных показателей, характеризующих прибыльность или убыточность бизнеса, а иначе показателей рентабельности. Вот как раз на этом сейчас и остановимся подробнее.
Итак, как уже написала выше, рентабельность - это относительный, а не абсолютный показатель. Данный факт означает то, что расчет рентабельности будет представлять собой отношение двух абсолютных величин. В связи с этим сформулирую первое простое правило расчета.
ПРАВИЛО № 1. В числителе формулы показателя рентабельности всегда находится финансовый результат, а в знаменателе - то, рентабельность чего мы собираемся оценивать.
К этому правилу надо дать еще две небольшие ремарки.
Во-первых, прибыль в числителе может быть любая: и валовая, и от продаж, и до налогообложения, и чистая. Но достаточно часто в расчетах используют либо от продаж (как итоговый результат основного вида деятельности), либо чистую (как результат ведения бизнеса вообще).
Во-вторых, оценить через рентабельность эффективность деятельности экономического субъекта можно по абсолютно разным направлениям. Например, хочу узнать эффективность использования активов, значит, считаю рентабельность активов; желаю оценить эффективность собственного капитала - провожу расчет рентабельности собственного капитала; надо узнать эффективность продаж - определяю рентабельность продаж и т.д. Собственно именно это и попадет в знаменатель формулы: активы, собственный капитал, выручка от продаж и т.д.
ПРАВИЛО № 2. Если в знаменателе формулы рентабельности находится какой-либо показатель, значение которого взято из бухгалтерского баланса, то его величину необходимо брать в среднегодовом выражении.
С чем связано такое требование? С тем, что финансовый результат - это всегда показатель периода. Помните, писала, что прибыль считают за месяц, за полгода, за год? А бухгалтерский баланс составляется только на дату, например, на 31 марта, на 30 сентября или на 31 декабря.
Получается, что в одной формуле необходимо объединить интервальное значение прибыли и точечное значение, например, активов. Поскольку такой подход был бы не корректен, знатоки анализа выход нашли в том, чтобы точечные значения балансовых величин "превратить" в интервальные, рассчитав среднюю за период.
ПРАВИЛО № 3. Если финансовый результат организации отрицателен, то относительный показатель для его оценки в этом случае правильно будет именовать не рентабельностью, а убыточностью.
Здесь причина в том, что само слово рентабельность образовано от немецкого слова (по крайней мере, именно так написано в Wikipedia) со значением "доходный, полезный, прибыльный". Таким образом, говоря о рентабельности, уже самим этим термином как бы определяешь, что деятельность прибыльна. И, конечно же, это будет неверно, если у экономического субъекта убыток.
ПРАВИЛО № 4. В качестве единиц измерения рентабельности можно выбрать следующие три: проценты (чаще всего), доли от единицы и рубль на рубль (так тоже бывает, если не знали).
Кстати, именно с помощью последнего измерителя проще всего проиллюстрировать экономический смысл показателя рентабельности.
Например, Вы рассчитали рентабельность активов и она оказалась равна 0,25. Суть этой величины в следующем - на каждый рубль, вложенный в активы организации, приходится 0,25 рубля чистой прибыли (при условии, что в числителе была именно чистая прибыль).
ПРАВИЛО № 5. Для показателей рентабельности нет каких-либо установленных нормативов или пороговых значений. Единственный критерий - должны быть положительными как само значение показателя, так и его изменение в динамике, то есть с течением времени должен наблюдаться рост.
Почему корифеи экономического анализа не удосужились как-то продумать систему минимальных значений рентабельности?
Дело все в том, что это нецелесообразно, так как рентабельность во многом зависит от того, в какой сфере работает организация. Например, задавать единые пороговые нормативы прибыльности для банков или торговых сетей, а также сельскохозяйственных организаций - сплошная бессмыслица! Разве можно сравнивать по одним и тем же критериям тех, кто работает с торговой наценкой, условно говоря, в 200% и делает деньги, по сути, из воздуха, с теми, у кого - то засуха, то наводнение, то свиная чума, то птичий грипп?
Тем не менее, Федеральная налоговая служба РФ ежегодно определяет средние значения рентабельности по видам экономической деятельности. Делает она это для того, чтобы эффективно планировать выездные налоговые проверки. Причем под прицел попадут те организации, рентабельность активов и рентабельность проданных товаров (продукции, работ, услуг) которых существенно ниже средней по данному виду деятельности.
На момент написания данной статьи последние данные от ФНС РФ были обобщены за 2016 г. и находятся вот здесь: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/79bb09affab9e035322e7f56ebc69f35453b8f0f/
Оригинал статьи размещен здесь:
https://vk.com/fin_analiz_uchet?w=wall-163807687_18