Найти в Дзене
С мира по нитке.

Сергей Балтача. Советский первопроходец британского футбола.

25 июня 1988 года сборная Голландии и Советского Союза встречались в финале чемпионата Европы. Это был бой в супертяжелом весе между двумя лучшими на тот момент тренерами, Ринусом Михелсом и Валерием Лобановским. Это был важный день для защитника советской сборной Сергея Павловича Балтачи, который вышел на замену в финальном матче. Подходила к завершению его игровая карьера в СССР. К концу 1988 г. воспитанник мариупольского футбола, был неотъемлемой частью легендарного киевского «Динамо», выиграл с клубом все возможные титулы. Успешной была и международная карьера: победа в Кубке мира до 20 лет 1977 г., победа на молодежном чемпионате Европы, бронза на Олимпиаде, серебро Евро 1988 г. Конец 1980-х гг., было временем перемен. Впервые, лучшие и самые опытные советские футболисты могли покинуть Родину, чтобы продемонстрировать свой талант за рубежом. Якобы даже был список игроков, которым было разрешено отправиться на Запад. Одним из первых попробовал себя за границей Сергей Балтача, кот

25 июня 1988 года сборная Голландии и Советского Союза встречались в финале чемпионата Европы. Это был бой в супертяжелом весе между двумя лучшими на тот момент тренерами, Ринусом Михелсом и Валерием Лобановским. Это был важный день для защитника советской сборной Сергея Павловича Балтачи, который вышел на замену в финальном матче.

Подходила к завершению его игровая карьера в СССР. К концу 1988 г. воспитанник мариупольского футбола, был неотъемлемой частью легендарного киевского «Динамо», выиграл с клубом все возможные титулы. Успешной была и международная карьера: победа в Кубке мира до 20 лет 1977 г., победа на молодежном чемпионате Европы, бронза на Олимпиаде, серебро Евро 1988 г. Конец 1980-х гг., было временем перемен.

-2

Впервые, лучшие и самые опытные советские футболисты могли покинуть Родину, чтобы продемонстрировать свой талант за рубежом. Якобы даже был список игроков, которым было разрешено отправиться на Запад. Одним из первых попробовал себя за границей Сергей Балтача, которым активно интересовался английский «Ипсвич». В декабре 1988 года, после трехдневных переговоров в Москве с участием тренера Дункана и Балтачи, «трактористы» подписали Сергея. «Ипсвич» заплатил 200 000 фунтов стерлингов за трансфер. «Было еще несколько других игроков, которыми мы интересовались, но Сергей был тем, кого мы хотели больше всего», - заявил в своей газетной колонке тренер Ипсвича Джон Дункан.

-3

«Я был впечатлен им и видел видеозаписи - его игра говорила сама за себя». «Я немного знал про Ипсвич, потому что я столкнулся с Шотландией и Джоном Уорком на чемпионате мира 1982 года, а в 1981 году Ипсвич выиграл Кубок УЕФА», - отмечал Балтача. «После Евро-88 Лобановский позвонил мне и сказал, что несколько клубов из Италии, Швейцарии и Англии заинтересованы в моем подписании.«Мне было 30 лет, и я был в киевском«Динамо»12 лет. Как только я услышал об интересе Ипсвича, хотел поиграть в Англии.» Связанный правилом максимальной заработной платы, «Ипсвич» не смог сделать Сергея самым высокооплачиваемым игроком в клубе, но предоставил футболисту дом и автомобиль. В качестве подходящей машины была выбрана Lada Samara 1300. Как показало время, самым сложные препятствия для карьеры Сергея были вне поля, а именно адаптация. В одном из своих интервью Балтача вспоминал: «Когда я прибыл в аэропорт Хитроу в начале 1989 года, в то же время шел чемпионат Европы по фигурному катанию, и я думал, что все телевизионные камеры были там, где прибыла советская команда. Я думал, что все буду ждать, появления фигуристов, но телекамеры остались рядом со мной, и я не понимал, почему. Я пошел бы в одну сторону, а затем другую, и каждый раз, камеры следовали за мной». Футболист подписал контракт на 18-месяцев, в контракте была оговорка о шестимесячной адаптации игрока к новым условиям. Фанаты «Ипсвича», с нетерпением ждали появления нового игрока. На дебютную игру Балтачи за резерв «Ипсвича» против «Саутгемптона», пришли посмотреть более 1000 человек, что было в три раза больше средней посещаемости. Приходилось привыкать к новой обстановке. Чтобы отпраздновать дебютную победу, Сергей пригласил своих товарищей по команде в свой дом на вечеринку, многие были разочарованы, узнав, что хозяин не выпил ничего крепче лимонада. Были и другие культурные различия: «Я летал повсюду перед играми в Советском Союзе, иногда в Грузии или где-то еще», - вспоминает Балтача. «Я помню, как все парни жаловались на пятичасовое автобусное путешествие до Халла. Я сказал им: «Всего пять часов? Вы попробуете семичасовой перелет..». На поле Сергей изо всех сил старался приспособиться, тренер Дункан упорно использовал его как полузащитника. Сказались отличия тренерских методов шотландца от Лабоновского: «Когда он вошел в раздевалку в перерыве я ожидал, что он будет похож на Лобановского. Я думал, что он будет говорить про тактику, но он вошел и громко ругался. Я не мог говорить по-английски, так что сначала не понял, о чем он говорил. Люди в России не ругались публично» Лобановский по словам Сергея никогда так не делал. Как итог в «Ипсвиче» Балтача так и не заиграл. В 1990 г. игрок перешел в шотландский «Сент-Джонстон», последние годы своей карьеры доигрывал в Шотландии. Балтача и его семья остались в Англии. Сергей стал тренером и теперь работает в академии «Чарльтон Атлетик».

-4

Его сын, Сергей воспитанник киевского «Динамо», играл за шотландские клубы. В 2005 году закончил карьеру из-за травмы. Дочь Елена стала теннисисткой, умерла от рака печени в 2014 году. Ей было всего 30 лет, в том же возрасте, что и ее отец, когда начал играть в Англии.