Если говорить об Оксфорде и его окрестностях с точки зрения садов и парков, то там есть места не менее славные, чем сад Вустерского колледжа. Первое о чем нужно узнать, а по возможности увидеть, это усадьба Рошем с ее садом. Почему именно Рошем? Прежде всего, потому, что и и дом и сад проектировал Уильям Кент (1685 – 1748) , которого справедливо называют отцом английского ландшафтного дизайна. Хотя, надо сказать, что интересы Кента была настолько широки, что правильно назвать его одним из первых собственно дизайнеров вообще. Понятно, что и здания и мебель проектировали и до него, но понятия дизайна, как художественной концепции, это все же его дело.
Применительно к усадьбе Рошем, то он тоже не был первым, кто взялся за постройку усадьбы и ее парка. Если говорить о главном здании усадьбы, то Кент все же только перестраивал ее, но то, как она выглядит сейчас, это на 70% -его работа. Остальное приходится на достройки конца 1870-х. Но здание нам сейчас не очень интересно. Сад усадьбы планировал первоначально Чарльз Бриджмен (1690-1738), уже известный садовник. Проблема была в том, что Бриджмен был прекрасным садовником, но и ничего больше. Он был приверженцем набиравшего силу "натуралистического стиля", согласно которому парк должен был представлять собой идеализированный пейзаж при бережном сохранении естественных пейзажей. Это было в 1727 году.
Пригласить Уильяма Кента к доработке сада тоже было идеей Бриджмена. Они, вообще были дружны и Бриджмен фактически обучал Кента садовым премудростям.
В настоящее время парк усадьбы Рошем представляет собой как бы смешение того, что спроектировал Бриджмен и то, что потом переделывал Кент. А переделывал он кардинально.
Сам парк усадьбы состоит из огромных лаунов перед домом, регулярной части со своим лауном разделенным ровными дорожками и парадного двора - большого лауна. Когда Кент взялся за достройку, а на самом деле, перестройку парка, он оставил регулярную часть почти неприкосновенной, сосредоточившись на рощах, примыкающих к реке Черуэлл. Река и ограничивает парк.
Бриджмен проектировал пространства, Кент проектировал пейзажи. Вот, как описывал деятельность Кента его современник, писатель и критик Гораций Уолпол: "Он заглянул за забор и увидел, что вся природа - сад. Он почувствовал, что восхитительный контраст холмов и долин незаметно сменяют друг друга, пробуждая красоту легкой возвышенности или вогнутой впадины и заметил холмы увенчанные изящным орнаментом раскинувшихся рощ".
Ему вторит наш современник, историк Тим Ричадсон: " Он [Кент] мастерски манипулировал открытым пространством, создавая интенсивные и характерные эпизоды в саду, а также базовый ритм, который связывает их вместе. Это сильно ощущается в Рошеме, его самой большая сохранившейся работе. Кент был первым истинным художником ландшафтного сада, который сам был самым большим вкладом Англии в изобразительное искусство".
И писатель 18-го века и историк века 21-го пишут об одном и том же. С технической точки зрения Уильям Кент сделал вот что - при проектировании парка, он наметил почти сотню опорных точек. Часть из них должны были быть как бы ключевыми точками вновь открывающихся пейзажей, а часть, как бы обратными точками - теми, с которых должен был открываться какой-либо вид.
Таких точек в парке Рошема насчитывается около ста! Прогуливаясь по дорожкам парка, человек переходит от одной точки к другой, меняя за пейзажем пейзаж. Ключевые точки каждого пейзажа могли быть самыми разными - статуи, парковые павильоны, искусственные руины или просто холм или пруд.
Проектируя же тот или иной искусственный элемент, Кент старался вписать либо вписать его в природную среду, либо изменить среду под элемент. Там, где Бриджмен проектировал регулярный бассейн, Кент переделывал его в живописный, почти естественный пруд и так далее.
Фактически, это был первый настоящий опыт создания парке не похожего на континентальные. Эффекты, коорые применил при его проектировании Уильям Кент будут потом повторены его современниками и, прежде всего, Ланселотом Брауном. Но самое главное, те же принципы применили и Чарльз Камерон и Петр Федорович Гонзага при проектировании парка в Павловске, конечно, гораздо более масштабного, чем парк усадьбы Рошем.