Найти тему

Уильям Кент и его сады

Если говорить об Оксфорде и его окрестностях с точки зрения садов и парков, то там есть места не менее славные, чем сад Вустерского колледжа. Первое о чем нужно узнать, а по возможности увидеть, это усадьба Рошем с ее садом. Почему именно Рошем? Прежде всего, потому, что и и дом и сад проектировал Уильям Кент (1685 – 1748) , которого справедливо называют отцом английского ландшафтного дизайна. Хотя, надо сказать, что интересы Кента была настолько широки, что правильно назвать его одним из первых собственно дизайнеров вообще. Понятно, что и здания и мебель проектировали и до него, но понятия дизайна, как художественной концепции, это все же его дело.

УильямКент. Портрет 1723-25 гг работы Уильяма Эйкмана
УильямКент. Портрет 1723-25 гг работы Уильяма Эйкмана

Применительно к усадьбе Рошем, то он тоже не был первым, кто взялся за постройку усадьбы и ее парка. Если говорить о главном здании усадьбы, то Кент все же только перестраивал ее, но то, как она выглядит сейчас, это на 70% -его работа. Остальное приходится на достройки конца 1870-х. Но здание нам сейчас не очень интересно. Сад усадьбы планировал первоначально Чарльз Бриджмен (1690-1738), уже известный садовник. Проблема была в том, что Бриджмен был прекрасным садовником, но и ничего больше. Он был приверженцем набиравшего силу "натуралистического стиля", согласно которому парк должен был представлять собой идеализированный пейзаж при бережном сохранении естественных пейзажей. Это было в 1727 году.

Парадный двор усадьбы с большим лауном, спроектированным Ч.Бриджменом.
Парадный двор усадьбы с большим лауном, спроектированным Ч.Бриджменом.

Пригласить Уильяма Кента к доработке сада тоже было идеей Бриджмена. Они, вообще были дружны и Бриджмен фактически обучал Кента садовым премудростям.

Вид на лаун парадного двора спиной к дому. На горизонте - скульптура "Лев нападающий на лошадь".
Вид на лаун парадного двора спиной к дому. На горизонте - скульптура "Лев нападающий на лошадь".

В настоящее время парк усадьбы Рошем представляет собой как бы смешение того, что спроектировал Бриджмен и то, что потом переделывал Кент. А переделывал он кардинально.

Дошли до скульптуры. Вид на последний лаун, реку и пастбище за рекой. Рощи парка - по сторонам.
Дошли до скульптуры. Вид на последний лаун, реку и пастбище за рекой. Рощи парка - по сторонам.

Сам парк усадьбы состоит из огромных лаунов перед домом, регулярной части со своим лауном разделенным ровными дорожками и парадного двора - большого лауна. Когда Кент взялся за достройку, а на самом деле, перестройку парка, он оставил регулярную часть почти неприкосновенной, сосредоточившись на рощах, примыкающих к реке Черуэлл. Река и ограничивает парк.

Оглянемся назад. Теперь рощи парка у нас по сторонам, главный дом перед нами. За рощей слева - регулярный сад.
Оглянемся назад. Теперь рощи парка у нас по сторонам, главный дом перед нами. За рощей слева - регулярный сад.

Бриджмен проектировал пространства, Кент проектировал пейзажи. Вот, как описывал деятельность Кента его современник, писатель и критик Гораций Уолпол: "Он заглянул за забор и увидел, что вся природа - сад. Он почувствовал, что восхитительный контраст холмов и долин незаметно сменяют друг друга, пробуждая красоту легкой возвышенности или вогнутой впадины и заметил холмы увенчанные изящным орнаментом раскинувшихся рощ".

Ручеек на дорожке и купальня. Эта часть спроектирована уже только Кентом.
Ручеек на дорожке и купальня. Эта часть спроектирована уже только Кентом.

Ему вторит наш современник, историк Тим Ричадсон: " Он [Кент] мастерски манипулировал открытым пространством, создавая интенсивные и характерные эпизоды в саду, а также базовый ритм, который связывает их вместе. Это сильно ощущается в Рошеме, его самой большая сохранившейся работе. Кент был первым истинным художником ландшафтного сада, который сам был самым большим вкладом Англии в изобразительное искусство".

Грот с каскадом. Для работы каскада  выш него есть пруд. Грот был спроектирован Бриджменом и кардинально переделан Кентом. Вместо почти парадного вида получился кармерный пейзаж.
Грот с каскадом. Для работы каскада выш него есть пруд. Грот был спроектирован Бриджменом и кардинально переделан Кентом. Вместо почти парадного вида получился кармерный пейзаж.

И писатель 18-го века и историк века 21-го пишут об одном и том же. С технической точки зрения Уильям Кент сделал вот что - при проектировании парка, он наметил почти сотню опорных точек. Часть из них должны были быть как бы ключевыми точками вновь открывающихся пейзажей, а часть, как бы обратными точками - теми, с которых должен был открываться какой-либо вид.

Грот ближе.
Грот ближе.

Таких точек в парке Рошема насчитывается около ста! Прогуливаясь по дорожкам парка, человек переходит от одной точки к другой, меняя за пейзажем пейзаж. Ключевые точки каждого пейзажа могли быть самыми разными - статуи, парковые павильоны, искусственные руины или просто холм или пруд.

Пруд и статуя Венеры.
Пруд и статуя Венеры.

Проектируя же тот или иной искусственный элемент, Кент старался вписать либо вписать его в природную среду, либо изменить среду под элемент. Там, где Бриджмен проектировал регулярный бассейн, Кент переделывал его в живописный, почти естественный пруд и так далее.

Проход, ведущий к скульптуре.
Проход, ведущий к скульптуре.

Фактически, это был первый настоящий опыт создания парке не похожего на континентальные. Эффекты, коорые применил при его проектировании Уильям Кент будут потом повторены его современниками и, прежде всего, Ланселотом Брауном. Но самое главное, те же принципы применили и Чарльз Камерон и Петр Федорович Гонзага при проектировании парка в Павловске, конечно, гораздо более масштабного, чем парк усадьбы Рошем.

Ровик и подпорная стенка. Это так называемая "стена ха-ха"  отделяющая парк от пастбища. Смысл такой конструкции в том, что если смотреть со стороны парка. то рва не видно и перспектива выглядит цельной. А коровы не забредут.
Ровик и подпорная стенка. Это так называемая "стена ха-ха" отделяющая парк от пастбища. Смысл такой конструкции в том, что если смотреть со стороны парка. то рва не видно и перспектива выглядит цельной. А коровы не забредут.