Найти тему

"Старший сын"

Оглавление

Для тех, кто любит подлиннее.

Подлость и честность. Любовь и любовная игра. Надежда и невезение. Музыка и слезы. Обман и признание. Потеря и обретение. Почти вся многообразная и разноликая жизнь в этих двух сериях, ста тридцати двух минутах. И эта замечательная атмосфера простой советской семьи, созданная прекрасными, талантливейшими актерами. Ну не хватает этого в современных картинах!

-2

Обычная ситуация, совсем не новая, даже отраженная в песне: "Опять от меня сбежала последняя электричка". Вот только слишком уж много шпал пролегло от точки нахождения молодых людей до дома. И случай, вкупе со студенческой находчивостью, подсказывает им место уютного ночлега. Так все и завязалось.

Пригород, вечер. Народ возвращается домой.

-3

В этой толпе два студента (Владимир — Николай Караченцов и Семен "Сильва" — Михаил Боярский), провожающие девушек с надеждой на приятное продолжение вечера и ночи. Ибо молодежь...

-4

Ан нет:"Ну вот, приехали. Мы почти и дома. — Почти не считается. — Спасибо, что проводили. — Разрешите руку, дальше мы пойдем сами. — Сами? Это как понять? Вы, значит, туда, а мы, значит, обратно? — Значит, так."

Многие, наверное, бывали в такой ситуации :)) Я был студентом в Волгограде, не такой уж большой город, если не идти, конечно, со Спартановки в Красноармейский. Хотя попрогуливаться ночами, разумеется, пришлось. Правда, это были уже не семидесятые, а девяностые. И не довелось вдохнуть романтики стройотрядов, и водка в ночных ларьках на каждом шагу, и много красивых иностранных машин, и наших студентов на этих машинах, и взятки преподавателей...

-5

"И вы нас бросите на улице? — А вы как думали?.. К нам в гости ночью не ходят. Гляди, какой быстрый..."

-6

"А далеко до дома? — Километров 20, не меньше."

-7

А она таки убежала... "Следующая в шесть утра."

Во дворе дома неподалеку бушуют свои страсти. Васенька (Владимир Изотов) страстно влюблен во взрослую соседку Наталью (Светлана Крючкова). Встречает ее вечерами

-8

"Может, погуляем вместе? — Считай, что уже гуляем. Холод собачий".

-9

Ждет словечка, взгляда.

-10

А на кой ляд взрослой, молодой, привлекательной, одинокой женщине влюбленный мальчик? Ей нужно жизнь устроить, ЗАмуж выйти, детей родить. "Васенька, я хочу, чтоб ты больше не ходил за мной... Пойми ты наконец, что у нас с тобой ничего не может быть... Я ж тебя старше на 10 лет..." Васенька не желает воспринимать такую речь, и тогда: "Ты мне просто надоел. Надоел — ясно тебе? Уходи. И чтобы я тебя здесь больше не видела."

И идет парень. Ничего неохота. Жить неохота. Видеть кого-либо неохота. А особенно родных. Особенно близких и любящих, тех, кто больше всего переживает каждый твой вздох, каждую неудачу, каждую кочку и ямку на твоем пути. И как часто мы причиняем именно им невыносимую боль...

Вот и у меня растет сын. Один родной, двое у жены от первого брака. Страшно мне подумать, что он когда-то будет делать, как я. Причем я не был уж оторвой, но оглядываться на себя молодого страшновато. Непонятны многие поступки меня того, 20 лет назад...

И вот в это двор, где происходит драма любовная и драма семейная, потому что Васенька собирается покинуть родные стены, попадают два замерзших студента.

-11

И в головы им приходит "замечательная" спасительная мысль:

-12

"Дело в том, что Андрей Григорьевич Сарафанов — мой отец".

Владимир сам в шоке от того, что пришло ему в голову. Но, как говорится, слово — не воробей.

Очень интересно наблюдать, как меняется отношение самого Владимира к этому заявлению. Искренняя радость Андрея Григорьевича, Нины погружает студента в пучину стыда. И в то время, как Сильва предлагает просто убежать, Владимир не может оставить людей, которые поверили его беспардонной лжи. Опять яркий пример проявления любви христианской, которая "не ищет своего, не радуется неправде". И преображает окружающих. По крайней мере тех, кто готов к такому преображению, ибо оно происходит через преодоление стыда, признания собственной неправоты, просьбы о прощении. То есть исповедь и раскаяние. Искреннее, настоящее.

-13

И теперь, точно так же, как семья Сарафановых не сразу поверила появлению нового старшего брата и сына, они не верят правде: "Я Вам не сын. — Это невозможно. Невозможно."

Этот фильм можно тоже пересматривать бесконечно. Тут очень есть о чем подумать и посопереживать.

И студентам, которые, вобщем-то, ничего плохого и не хотели: просто оказались далеко от дома и сильно замерзли. У них не было цели ни обворовать, ни как-либо еще поживиться за чужой счет, просто — погреться, провести время в человеческих условиях. Нормальное человеческое желание.

-14

И Васеньке Сарафанову, нервному ранимому подростку с его, возможно, первым сильным чувством. Он просто ослеплен этой страстью, эгоистичен, невнимателен к окружающим родным. Всем это, пожалуй, знакомо. И этот детский подрыв убежать, умереть (вот исчезну, тогда будете знать все...)

-15

И Сильва, подбивающий клинья к Наталье — тоже естественная реакция молодого человека на молодую симпатичную женщину. И ему, естественно, нет дела до переживаний какого-то сопливого неврастеника.

-16

Тем более, что сама Наталья очень даже не против более близкого знакомства с молодым общительным человеком.

И Наталья — не верится в ее заявление о том, что семья ей не нужна. Это, скорее, бравада. Годы уходят, для женщины более страшное состояние, чем для мужчины.

-17

Готовить только для себя, ужинать одной, со сковородки... Нет, не может женщина быть довольна такой ситуацией и не желать ее изменить.

И Андрей Григорьевич Сарафанов, когда-то мечтавший о музыкальной и композиторской карьере, который стесняется сказать своим детям, что играет для заработка на похоронах (хотя они обо всем знают и, в свою очередь, скрывают от отца свое знание).

"Он играет на похоронах и танцах —
Вся наша жизнь — одно из двух".
-18

Нина Сарафанова, на которой лежит нелегкая роль хозяйки дома. Умная, красивая, добрая. Прекрасный, надежный жених. Ответственный, целеустремленный. И вдруг — старший брат... Да который еще и вовсе не брат. И неясная пока тяга к малознакомому человеку, но душа чувствует родство с его душой...

-19

И нелегкое решение: "Я никуда не поеду..."

И жених Нины — Михаил. Он искренне не понимает, что происходит: он же честен, он держит слово, он — настоящий мужчина с настоящей мужской профессией!

-20

Уверенный в себе, открытый для общения, дружелюбный... И — от ворот поворот. А опять же — Господь не справедлив, он милостив.

Такие вот христианские выводы из советского кино. Хотя и нет здесь странного, потому что о душе человеческой все.

И это правильно.

Спасибо, что дочитали.

Нажмите "палец вверх".

Комментируйте.

Подпишитесь на канал.

(Вам не трудно, а доброе дело сделаете.)