Местничество - порядок занятия должностей в 15-16 веках в соответствии со знатностью рода. Эту фразу каждый школьник зубрит для ЕГЭ. Но что же скрывается за этим коротким определением? Целая система взглядов, в которую я предлагаю вам окунуться.
1. Что такое местничество?
Местничество – порядок занятия должностей в зависимости от знатности рода. Высшими постами в государстве были думные чины: бояре, окольничие и думные дворяне. Они заседали с царём в Боярской думе и решали важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
2. Кто был включён в местническую систему?
В эту систему были включены только 100-150 думных родов. ТОЛЬКО эти роды могли занимать думные чины и соответственно участвовать в работе Боярской думы. Некоторые роды имели право выслуживать сначала окольничество, потом боярство, другие – только окольничество, третьи – боярство в обход окольничество. Всё зависело от того, каким род стоял в условном «топе» - Разрядная книга. Проблема же заключалась в том, что общего списка не было. Самые могущественные семьи боялись сталкиваться друг с другом, боясь проиграть в местническом споре, и просто старались не пересекаться, а создание общего списка столкнуло бы лбами самые высокие аристократические фамилии. Безусловно, каждая хоть немного активная семья имела свою разрядную книгу как кладезь аргументов для местнического спора.
3. Как появились думные роды?
Думный род мог быть думным по двум причинам: принадлежность к старомосковскому дворянству или к «княжатам». Первые были в московской думе ещё Дмитрия Донского и первых московских князей (Годуновы, Романовы). Вторые – потомки бывших независимых правителей княжеств, которые Москва постепенно присоединяла в Средневековье (Курбские, Шуйские, Воротынские, Глинские, Стародубские, Юсуповы, Черкасские). При присоединении княжеств князьям предлагали добровольно войти в состав Москвы, а им самим войти в состав московской думы. Если те отказывались и начинали сопротивляться (Тверь, Новгород), то княжество в конце концов присоединяли, но правители всё равно получили предложение войти в думу, но далеко не такое "вкусное".
4. В чём проявлялось местничество?
Главное – назначение на должности, о котором говорилось ранее. Но также от местничества зависел порядок расставления воевод в походах и рассадки на пирах.
5. Что такое местнические споры?
Местнические споры возникали из-за того, что один род считал себя выше другого и оскорблялся назначением ниже. Один род подавал челобитную на другой и начинал сбор аргументов – прецедентов, когда один род служил выше другого или сидел на пиру на более важном месте. Если таковых не было, то обращались к тому, кем служили отцы, деды, прадеды, прапрадеды. Поэтому, даже опасаясь расправы, бояре стояли на своём и не соглашались садиться, например, на пиру ниже другого рода, так как потом это станет аргументом для последующих местнических споров. Это ярко свидетельствует о наличии не личной, а родовой ответственности. Случалось, если глава рода признавал себя проигравшим в споре раньше официального вердикта, то остальные представители фамилии могли потребовать разделения рода на две части, чтобы сохранить своё положение.
6. Можно ли было обойти местническую систему?
Официально существовало два варианта: первое – выдать представительницу своего рода за царя, второе – совершить что-то суперпуперское. На первом можно не останавливаться, таких примеров не очень много, а второй вариант – всего три человека: Адашев (приближённый Грозного, автор целого спектра реформ), Ордин-Нащокин (создатель Новоторгового устава, непревзойдённый дипломат), Матвеев (дипломат, государственный деятель, протеже Нарышкиных – мать Петра I). Кстати женитьба могла сделать недумный род думным, а думный провести вверх по местнической лестнице. Особый случаи - случаи, произошедшие во время Смуты. После 20-летней неразберихи было решено признать думными разом все роды, которые заседали в думах у всех царай (без учёта, конечно, дум самозванных Лжедмитриев).