Поведение в интернете может иметь не виртуальные, а вполне реальные последствия. Заигравшиеся геймеры перешли границы и устроили продолжение игровых разборок в оффлайне. В ход пошли звонки о заложенных бомбах и вызов спецназа SWAT в полном боевом обмундировании на места «ужасных кровавых преступлений». Результатом же «игры» стало нелепое убийство, за которое заплатили всего полтора доллара.
«Бог пыток»
Началом этой истории можно считать 30 сентября 2015 года, когда в полицию северного пригорода Лос-Анджелеса — города Глендейл позвонил молодой человек, представившийся Алексом. Тихим, почти детским голосом он сообщил, что заложил несколько бомб в студии местного телеканала KABC-TV, которые сработают через 10 минут. В здании тут же была объявлена эвакуация, студию обыскивали кинологи с собаками, а журналисты вели эфир с лужайки у офиса. Ничего опасного так и не нашли, поэтому спустя 10 дней, когда по телефону поступила аналогичная угроза, реакция полиций оказалось более сдержанной. Помещения проверили, однако сотрудников эвакуировать не стали.
Попытки найти Алекса зашли в тупик. Удалось отследить звонок с телефонного номера с кодом штата Теннеси, который был сделан с использованием фейкового IP-адреса. Но неожиданно у следователей появилась зацепка: одному из офицеров его знакомая Венди Грегори рассказала, что телефонный террорист — ее 22-летний внук Тайлер Баррисс.
Венди воспитывала мальчика с детства. Его отец погиб в автомобильной катастрофе много лет назад, а мать подсела на наркотики и занималась проституцией. Повзрослев, Тайлер остался жить с бабушкой, он нигде не работал, предпочитая проводить время за онлайн-игрой Halo на своем Xbox 360.
В «минировании» телекомпании юноша признался сам, предупредив бабушку, что если она вздумает болтать, он превратит ее лицо в кровавое месиво, а потом взорвет дом. Венди, зная непростой характер Тайлера, всерьез отнеслась к угрозе. Настолько, что отправилась искать защиты от собственного внука.
Вскоре полиция нагрянула в дом Венди, чтобы арестовать подозреваемого. Комнату Тайлера обыскали и изъяли его iPhone. Изучив почти 40 тыс. сообщений, следователи поняли, что молодой человек причастен к целой серии ложных звонков о минировании по всей стране. Как выяснилось, он «эвакуировал» школы и колледжи, где учились его друзья по онлайн-играм, чтобы обеспечить им лишний выходной. Не обошел Тайлер вниманием и школу для одаренных детей, в которой некогда учился сам. Всеми своими проделками он хвастался в твиттере, где вел сразу несколько аккаунтов под именами, в разных вариациях повторявшими его игровой ник Torture God (Бог пыток).
Сваттинг. Начало
Выяснилось, что в последнее время репертуар телефонного террориста расширился — он увлекся сваттингом. Это явление получило распространение в среде американских геймеров, которые видят в нем своего рода продолжение компьютерной игры в реальной жизни. Схема сваттинга проста: в 911 поступает ложное сообщением о том, что по адресу, где живет жертва, совершается особо жестокое преступление, и ситуация критическая. На место в таком случае высылается не обычный патруль, а спецподразделение полиции SWAT (отсюда и название «сваттинг»). Дом окружают люди в спецобмундировании с винтовками, готовясь к штурму, чем повергают в шок его ничего не подозревающих обитателей.
Практикующие сваттинг участники игровых комьюнити, хоть и осознают его противозаконность, уверены в адекватности такого наказания для игроков, которые перегибают палку, угрожая или оскорбляя своих партнеров и противников. Участники жестоких розыгрышей оправдываются примерно одинаково: они показывают зарвавшимся геймерам, что хамское поведение в интернете может иметь не виртуальные, а вполне реальные последствия.
Сам Баррис впервые столкнулся со сваттингом, став его жертвой, в феврале 2015 года, когда на него ополчился другой игрок в Halo. Но это скорее пощекотало ему нервы и взбудоражило фантазию, нежели напугало.
«КАК БЫ ЗДОРОВО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ Я МОГ ТАКОЕ ПРОДЕЛЫВАТЬ С КЕМ УГОДНО. БЕЗОГОВОРОЧНО И В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ, БЕЗ РИСКА БЫТЬ ПОЙМАННЫМ».
Именно так вспоминал впоследствии Баррисс свои мысли, когда увидел вертолет полицейского спецназа, зависший над крышей его дома.
После этого случая он начал выяснять, как можно использовать подразделения SWAT для личной мести. Баррисс продумывал сценарии общения с экстренными службами, сочиняя все более и более правдоподобные истории, выяснял, как получить временные телефонные номера с кодами штатов, которые не вызвали бы подозрений у операторов службы 911. Он попытался полностью удалить из интернета всю личную информацию, чтобы его жертвы не смогли отплатить той же монетой.
Очень скоро его полностью охватил этот азарт, ощущение, что власть в его руках, осознание, что он преступает закон, но остается непойманным, и упоение от того, что можно безнаказанно проделывать подобное раз за разом. Тайлер нередко хвастался бабушке своими «достижениями», утверждая, что он «хакер уровня бог».
Однако взлет хакерской карьеры прервала история с KABC-TV. Баррисс не признал свою вину ни по одному из обвинений в двух угрозах о ложном минировании, однако получил два года и восемь месяцев тюрьмы. За хорошее поведение он вышел досрочно 20 января 2017 года.
Но уже на следующий день Баррисс был арестован за незаконное проникновение в дом своей бабушки — та заблаговременно озаботилась получением ордера, ограничивающего его право приближаться к ее жилищу. Это обошлось ему еще в 364 дня тюрьмы. Отсидев половину срока, Баррисс после освобождения перебрался в ночлежку для бездомных на юге Лос-Анджелеса. Совсем рядом находилась библиотека, компьютерами которой мог пользоваться любой желающий. Там он и возобновил свою кампанию телефонного террора.
Вновь начались ложные звонки с угрозами взрыва. В декабре 2017-го Баррисс дважды спровоцировал эвакуацию участников крупного турнира по Call of Duty в Далласе. Свою причастность к этому он подтверждал, хоть и косвенно, в твиттере.
О своей новой выходке — эвакуации участников заседания Федеральной комиссии по связи в Вашингтоне — он даже предупредил заранее, издевательски твитнув: «ребята, не расстраивайтесь». В тот день комиссия должна была рассматривать вопрос об отмене принципа «сетевой нейтральности» — довольно злободневный на тот момент для большинства геймеров. В итоге голосование пришлось отложить, а Баррисс глумился в твиттере: «Где же копы? Я уж слишком благочестивый».
Из библиотеки Баррисс продолжил заниматься сваттингом. Одной из его жертв стала суперпопулярная канадская блогерша Лиза Ваннатта, у которой было более 770 тыс. подписчиков на видеоплатформе для геймеров Twitch, где пользователи могут вести онлайны прохождения игр. Он позвонил в полицию Калгари и сообщил, назвав адрес девушки, что застрелил своего отца и держит в заложниках мать с братом. Единственное о чем сожалел Баррисс, как он сам признался в твиттере, что Ваннатта оборвала видеотрансляцию прежде, чем к ней в дом ворвался спецназ, не дав ему насладиться плодами собственных стараний в прямом эфире. Девушка после этого еще долго не могла прийти в себя и понять, чем она спровоцировала автора злого розыгрыша.