Найти тему
Хомячок-Историк

Железный капут

Не так давно, в 1916 году, на поле битвы при Сомме выползли британские ромбовидные танки Mk.I. Будучи практически неуязвимы для стрелкового оружия, танки оказали подавляющее воздействие на германскую пехоту. Французские генералы, перевозбудившись от успехов бриттов, захотели себе такие же игрушки и заключили с тулонским судостроительным заводом контракт на постройку машины. Позже к проекту под названием FCM подключился концерн "Рено" и работа закипела.

При обсуждении сразу начались проблемы. Министерство вооружений рекомендовало производить танки в трех весовых категориях: легкие, средние и тяжелые, однако военные склонны были дать отрицательный ответ, считая, что разумнее будет сосредоточить ресурсы на одном типе машин - самом большом. Французы...

Итак, согласно хотелкам генштаба, боевая машина должна была уверенно продавливать любую оборону и не менее уверенно держать удар 77-мм снаряда - самого распространённого калибра в годы Мировой войны.

В результате получился танк эпических масштабов, превосходивший все аналоги по огневой мощи, толщине брони, с вращающейся башней (до этого они были зафиксированы) и пулемётами. Мёртвой зоны для обстрела танк практически не имел. Бронирование у танка было солидным: лобовая броня 55 мм, борт 44 мм, крыша 23 мм. Вес у машины был 70 тонн, длина 11 метров, а ширина 3 метра.

Военным танк очень понравился и премьер-министр Франции Жорж Клемансо распорядился начать массовое производство сверхтяжелых машин. Но так как производство такой махины требовало огромных затрат человеко-часов и материальных ресурсов - к 1920 году было построено всего десять танков. Поскольку Первая Мировая война к тому времени уже закончилась, танки переквалифицировались в актёров, став настоящими "звёздами" пропаганды, где демонстрировали всю мощь французских бронетанковых войск. Чтобы всё выглядело ещё патриотичнее, каждый танк получил собственное имя в честь провинций Франции.

Обыватели, видя как на экране огромная машина шевелит гусеницами, были в восторге. Но военные, успевшие изучить иностранные образцы, понимали, что их танк устарел и представляет собой огромную и тихоходную мишень. Проблема всех тяжелых танков тоже никуда не делась - танк требовал особой платформы для перевозки по железной дороге и специального оборудования для загрузки/выгрузки, что имелось не на каждой станции.

Поскольку других альтернатив не было - в 1940 году все десять танков допилили лобзиком, увеличили толщину брони, поставили трофейные двигатели с немецких дирижаблей, назвали Char 2C и отправили на фронт.

Пострелять во врага французским железным гигантам так и не довелось. Два танка были не готовы к бою из-за съёмок, ещё два сломались при погрузке на платформы. Оставшиеся шесть машин были брошены своими танкистами на вокзалах округа Нёшато - немцы отыграли блицкриг и подорвали рельсы, танки не успевали выгрузить, и решили уничтожить, чтобы не достались врагу. Как ни странно - у них это получилось. Грохот от взорвавшихся боекомплектов, возможно, заложил уши у нескольких солдат рейха - другого урона врагам французские танки в этой войне не нанесли.

Впрочем, помимо этих тяжелых монстриков французы сделали очень неплохой по меркам ПМВ легкий танк Рено FT-17. Он же - первый танк классической компоновки (с расположением двигательной установки в задней части корпуса, трансмиссии - в передней, и башни - в средней), послуживший примером для всей последующей бронетехники.