#газетаистоки #уфа #янбухтина
Человек – это континент. Когда человек умирает – целая страна опускается на дно. В случае с Альмирой Гайнулловной Янбухтиной – то была бескрайняя Атлантида, переполненная самыми редкими и уникальными чудесами науки и искусства.
Континент вмещал в себя всё.
Военное, но всегда ослепительное, детство. Проведённое под сенью заколдованных садов ботанических оранжерей, где работала её мама. С эвакуированными ветхозаветными петербурженками в роли волшебных фей-воспитательниц.
Раннюю смерть обоих родителей. Смертельный туберкулёз.
Прибытие на родину фей, в Петербург-Ленинград. На учёбу, как на смерть. И уникальное там выздоровление, хорошенькой и очень боевой девушки, с чёрными косичками, восточными глазами, и родинкой на щеке. Выздоровление, среди тепла петербуржских сердец сокурсников и педагогов.
Оттепель, та самая Оттепель, бушевала всеми цветами палитры, в тогдашнем городе на Неве. И чего там только не было, на свежей, морской студенческой волне! И массовые протесты против соцреализма… И штудирование конспектов под рядами театральных кресел, в ожидании гастролей Театра на Таганке… Везде девочка с косичками была впереди. Тогда, именно тогда, она сделала вечный свой выбор в пользу искусствоведения, а не живописи. (Хотя писала маслом, видит Бог, отлично!)
Потом, было отважное возвращение в Уфу и отважная Тридцатилетняя Войназа башкирское искусство. За Александра Тюлькина, Давида Бурлюка, Касыма Давлеткильдиева, Александра Бурзянцева, Бориса Домашникова, Адию Ситдикову Ахмата Лутфуллина, Михаила Назарова, собственного мужаМихаила Кузнецова (талантливого художника с особым миром), и многих других. За всех, кто не укладывался в предписанные рамки официального башкирского искусства с вечным и единственным сюжетом «Вожди Советову башкир». Но самое решающее сражение Альмиры Гайнулловны шло за башкирское народное искусство. За его поразительное, оглушительное и безоттеночное, сочетание – красного, зелёного, жёлтого, чёрного, розового .голубого, серебряного и золотого. За то, чтобы народное искусствоБашкирии заняло своё законное, высокое место, наравне с работами гениев.
В великих художественных войнах и битвах – девочка с косичками закалилась в смелого и свободного искусствоведа, чутко откликающегося на любую свежую черту на холсте А битвы эти увенчались, созданием МузеяСовременного Искусства. (Сперва, под эгидой банка Восток, потом – УТИСа, сейчас – УГНТУ.) А главное – многолетним руководством кафедрой Дизайна и Искусствоведения. И целыми поколениями талантливых дизайнеров, модельеров, искусствоведов, выпущенных ею из стен сперва УТИСа, затем – УГНТУ.
И как победа всей жизни – книги, книги и статьи, научные труды Альмиры Гайнулловны о современном и народном башкирском искусстве.
Они, как высокие горные вершины, последние оставшиеся сокровища затонувшей Атлантиды, остаются сиять среди нас. В то время, как внизу, в глубине, спит необычайный материк познаний о народном, и не только, башкирском, искусстве. Познаний, которые не откроются уже никому и никогда. Альмира Гайнулловна Янбухтина,.Искусствовед. 80 лет.
Ю.Ю. Ломова-Устюгова.
21 ноября 2018г.
2