Красный вестерн (Red western) – вестерн с ковбоями и индейцами, снятый в СССР или в странах Варшавского Договора. Самым массовым поставщиков подобной продукции на экраны стран Блока была восточногерманская студия DEFA, выпустившая в период с середины шестидесятых по начало восьмидесятых около полутора десятков вестернов про благородных индейцев, сопротивляющихся белой колонизации. Впрочем, ГДР была не единственной страной, кинематографисты которой с интересом смотрели на Дикий Запад: к жанру вестерна обычно в пародийной или полупародийном ключе обращались также в СССР, Чехословакии и Румынии.
5 красных вестернов
Лимонадный Джо (Limonádový Joe aneb Konská opera) 1964, режиссёр – Ольдржих Липский.
Лучший красный вестерн, снятый видным режиссёром Чешской Новой Волны Липским. Пародийный вестерн-мюзикл в антураже старого доброго вестерна тридцатых попадает в цель, поскольку создатели явно отсмотрели немало классических образцов жанра и понимают, над чем иронизируют.
Чингачгук – Большой Змей (Chingachgook, die grosse Schlange) 1967, режиссёр – Рихард Грошопп.
Не первый, но, пожалуй, самый известный вестерн студии DEFA с Гойко Митичем, поставленный по популярному в СССР роману Джеймса Фенимора Купера.
Апачи (Apachen) 1973, режиссёр – Готтфрид Кольдиц.
В отличие от большинства индейских фильмов Митича, действие «Апачей» разворачивается не в восемнадцатом веке, а в конце сороковых девятнадцатого, в эпоху классического вестерна.
Пророк, золото и трансильванцы (Profetul, aurul si Ardelenii) 1977, режиссёры – Дан Пица, Мирча Верою.
Румынский вестерн, в котором несмотря на многообещающее название графа Дракулы нет, зато много комедийных ситуаций, связанных со столкновением разных культур.
Человек с бульвара Капуцинов 1987, режиссёр – Алла Сурикова.
Яркий образец позднесоветского постмодернизма. Кино о кино, замаскированное под обаятельный вестерн-мюзикл. Ничего особенного, но всё мило, тепло и лампово, что, как показывает практика, вполне достаточно для обретения культового статуса на постсоветском пространстве.