Лина Данем — имя в сериальных кругах весьма известное, если не сказать культовое. Если вы по каким-то неизвестным причинам пропустили сериал «Девочки», то срочно исправляйте это недоразумение! Эпохальный сериал представлял нам поколение хипстеров — потерянных и мечтательных, странных и бесполезных. Он шёл 6 лет: 6 прекрасных сезонов мы смотрели, как главные героини — подруги радуются, грустят, набивают шишки по жизни и просто взрослеют. От скандальных подробностей сексуальной жизни, рефлексии и неуверенности главной героини прямо веяло пугающей реальностью: ещё бы, ведь продюсером, сценаристом, иногда режиссёром и всегда исполнительницей главной роли была сама Лина Данем, ровесница своей героини, явно подсматривающая сюжет у самой жизни. На момент старта сериала Лине было всего 24 года: продав суперуспешный молодежный сериал мастодонту HBO в таком возрасте, Данем в полной мере осуществила пресловутую американскую мечту.
Нестандартная внешность Данем, максимально далекой от 90-60-90, безоговорочный успех «Девочек» (его даже нарекли современной версией «Секса в большом городе», а это уже не шутки) возвели Лину в ранг телевизионных легенд. Поэтому неудивительно, что ее следующий проект ждали с нетерпением. И вот наконец под крылом все того же HBO вышел «Кемпинг».
Прежде чем перейти к сюжету и особенностям юмора, хочу отметить каст, с ходу подкупающий и внушающий доверие. Казалось, он должен угодить всем: тут вам и легендарная шпионка Дженнифер Гарнер, и один из лучших Докторов Дэвид Теннант, и оторва Джульетт Льюис. На вторых ролях тоже приятные сериальному глазу лица, типа Бизи Филиппс («Город хищниц») и Бретта Гельмана («Очень странные дела»). Сама Лина Данем на сей раз в актерском составе не засветилась.
«Кемпинг» повествует нам о классическом досуге американцев, когда семья или друзья едут на природу с палатками. Чем это отличается от наших «дикарей»? В Америке предаются дикой жизни строго в отведённых местах, платят за это деньги, и палатки им ставят рабочие кемпинга. Приятные актеры, летняя картинка, звездный сценарист. Что может пойти не так?
Дженифер Гарнер играет Кэтрин, мамашу на пружинах, которая любит держать все под контролем, что, конечно, у неё не совсем получается. Она организует 45-летие своего мужа Уолта (Теннант): собирает близких в загородном кемпинге. Близких немного: сестра Кэтрин с завязавшим мужем-алкоголиком, лучший друг Уолта с женой и ещё пару персонажей, которые по идее не должны были там оказаться — но оказались. «Кемпинг» можно охарактеризовать как камерное произведение. Весь юмор строится вокруг Кэтрин, ее желания сверхконтроля и реакции на иногда нормальный, но в основном дикий, гипертрофированный юмор участников этого балагана. У Кэтрин есть идеальный план отдыха, который включает в себя наблюдение за птицами, спортивные мероприятия и вынос торта. Все расписано по минутам. Естественно, сбыться этому плану не суждено: алкоголик начинает пить, к компании прибивается пара наркоманов-сексоголиков, да и к тому же все бухают по поводу и без. Невесело только виновнику торжества — и это единственное забавное, что есть в сериале. У именинника уже два года нет секса с женой, а вокруг все только этим и занимаются. Правда, если в «Девочках» секс был показан с натуральной, животной стороны похоти, тот тут хочется отвести от экрана глаза — но об этом позже.
Да, вывести кучку психов и социопатов на природу — звучит как отличная сюжетная основа. Да, узнается почерк Данем, персонажи сообщают о себе то, что в обычной жизни точно бы не сделали. Да, между ними сложные отношения, которые начались давно, нам их не показывают и, казалось бы, этот ход должен заинтересовать зрителя, ведь приятно что-то додумать или представить себе, что привело героев к подобным проблемам. Однако всё вместе это не работает. Абсолютно все герои получились поверхностными, между ними не наблюдается химии (учитывая, что в сериале есть реальные актеры — муж и жена, которые играют мужа и жену). Гэги выглядят либо занудными, либо настолько тупыми и пошлыми, что стыдно становится зрителю. Даже банальный и всегда работающий приём «главная героиня случайно закинулась наркотой» тут выглядит максимально беззубо.
И если накал пошлости иногда может вызвать слабую улыбку, то драматические моменты — точно нет. Героиню Гарнер запихнули в сложную ситуацию: она эгоцентрик с жаждой контроля, всем рассказывает про свой Instagram с 11 тысячами подписчиков, пытается управлять жизнью в лагере. Но во второй серии она вдруг становится гипертрофированным ипохондриком. Теперь половина «шуток» будет вертеться вокруг ее вырезанной матки и боязни смерти. Авторы предлагают нам пожалеть Кэтрин или возненавидеть, но на выходе получается только раздражение: ей невозможно сопереживать. Видимо, Данем сложно даются великовозрастные герои в камерных условиях. Неплохим актерам просто нечего играть, это видно невооруженным глазом. Картонные персонажи пытаются разыгрывать дешёвую драму или гротескную комедию, но не выходит ни того, ни другого. Стоит отметить естественность героини Джульетт Льюис, но подозреваю, что актриса попросту играет саму себя. Я не сексист, но в сериале много оголенных женщин 45+ в не самой лучшей форме. Фирменная фишка феминистки Данем может зайти не всем.
Не знаю, как, но в сериале про летний отдых совсем не чувствуется лета. В нем вообще нет никакой атмосферы, нет своего настроения — лишь призрачный образ Лины Данем в некоторых персонажах и сюжетных твистах. Между затянутыми, пошлыми, неуместными гэгами вас ожидают задушевные разговоры, в которых вы якобы должны узнать себя, но мне вас по-человечески жаль, если узнаете.
Серийный человек уважает всех, кто старается и делает сериалы, да и у Данем все впереди, но второй блин вышел комом. Не могу себе представить того, кому можно посоветовать «Кемпинг». Серийный человек уже посмотрел его за вас — потратьте своё время на что-нибудь другое.
Ставь палец вверх и подписывайся на Серийного человека! А еще у нас есть канал в Телеграме. Поспорить с автором можно там же (но это не точно).