Найти тему
Уфимское Эхо

БЛОГИ. Юлдаш Юсупов: «Элвин Грей в татарской эстраде как слон в посудной лавке»

Юлдаш Юсупов - руководитель Центра социокультурного анализа Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, канд.истор.наук.

Элвин Грей. Антропология

Элвин Грей в татарской эстраде как слон в посудной лавке. Поясню.

Татарская эстрада это довольно специфичное явление. Я бы назвал его традиционным татарским шансоном - явление почти этническое, устоявшееся - понятно почему возмутился Салават Фатхетдинов по поводу исполнительского мастерства Юльякшина, мол, "Татарские песни так петь нельзя". Даже Алсу Сафина со своим авторитетом подходила к татарской эстрадной культуре весьма аккуратно.

В плане вхождения в консорцию татшоубизнеса Радик оказался для него чужим - не прошел традиционный для татарских (и башкирских - естественно становящихся в РТ татарскими - тут без вариантов) певцов из Башкортостана путь, где включение в систему шоу-бизнеса означал системный рост с плановым наращиванием аудитории и традиционно поддержкой авторитетов. У Радика этот путь оказался слишком извилист. Это не казанский проект, как Фатхетдинов или Фаттахова. Это московско-казанско-уфимский проект со своим багажом или другими обязательствами.

Юльякшин вышел из башкирской среды. В традиционном плане шансон в целом для башкир вещь немного чужеродная. Да, башкирская эстрада во многом близнец татарской, но предполагает довольно широкое место для различий и разворотов.

Дело в том, что еще с 90-х годах под башкирской эстрадой подразумевалось то, что на самом деле было роком. Такие явления как Дервиш-хан, Караван сарай, Рух позже Бурелар и Аргамак были невозможны в брозновеющем татарском шоубизнесе.

Башкирская среда, эстрада подразумевала как раз разнообразие. И башкирская этника тоже часто без тени сомнения включалась в башкирскую эстраду. Причина последнему думаю не в консервативности татарской эстрады, а лишь потому, что татарский фольклор не так выразителен как башкирский. Кстати, в плане этники сейчас видим ситуацию, когда татарская эстрада копирует башкирскую.

Так же нельзя забывать, что Юльякшин был вполне интегрирован в башкирское молодежное общественное движение - частый гость СБМовских мероприятий и друг лидеров башкирских молодежных движений.

Так вот Радик вышел из такой среды, где в эстраде допускается многое. Здесь возможны эксперименты. И в качестве экспериментатора он оказался в татарской эстраде, которая отозвалась голосом Фатхетдинова от страха ее препарации.

Радик может петь по-татарски, может быть в татарском национальном проекте - это работа. И относится он к ней как к работе. Но по своему поведению по своей антропологии это ребенок башкирской культуры со своими резкими порывами, даже не со своим "монастырским уставом", а с тем, что этого устава вообще нет.