Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выжить и даже помогать фронту. Дорога начала действовать в те дни, когда нормы продовольствия в городе были снижены до критических 250 граммов хлеба в сутки для рабочих и 125 граммов - для всех остальных. Люди начали умирать от голода тысячами. Но даже для сохранения этих норм требовалось ежедневно не менее тысячи тонн продовольствия.
В этот день мы вспоминаем не только водителей, которые, зачастую, ценой собственной жизни доставляли голодающему городу продукты, вывозили обессилевших ленинградцев на Большую землю, но и тех, кто обслуживал Дорогу жизни. Для поддержания работоспособности ледового покрытия были задействованы сотни тысяч людей. Они жили на льду, заливая возникающие трещины, строя деревянные настилы.
Подвиг этих людей, как и самих водителей, сложно оценить по-настоящему. Ценой жизней многих из них была снята блокада. Ладожское озеро стало тем выходом, который позволил разорвать кольцо смерти для многих мирных жителей. И стихи Бронислава Кежуна всегда будут стучаться в наши сердца:
"Потомок знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне
Через торосы Ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда"
Сегодня мы поздравляем блокадников, для которых ледовая дорога стала ниточкой жизни, мы вспоминаем тех, кто давал жизнь этой легендарной трассе. Пусть мирное небо будет всегда над вашей головой, пусть любовь и забота близких согревают вас, а память о тех великих днях, о людях, спасших город на Неве, всегда живет в сердцах благодарных потомков!
Председатель Законодательного собрания
Ленинградской области Сергей Бебенин