Найти тему
Отдых.today

МЕРТВЫЕ ДУШИ ДМИТРИЯ МАЛИКОВА

Оглавление

Главный эстрадный хайпер приехал в Екатеринбург и не спел.

Махровые звезды советского юмора, современная эстрада и музыка поп — так много в этих словах! Киркоров, Петросян, группа «Братва» — мы ходим на эти концерты за вас и рассказываем, как это было.

Хайп на мертвецах

Неприлично теплые вечера так и просят никуда не торопиться, а прогуляться по городу. Центральные улицы пропитаны запахами общепитов и выхлопов от машин, в них изредка вклиниваются нотки офисного парфюма и дуновение хилого ветерка. В такую погоду смотреть бы на фонтаны у Плотинки, но вечер среды определил планы образованных и культурных людей иным образом. Первые пошли в «Космос», где встречу устраивал Владимир Познер. Позже будУт негодования в адрес главного интервьюера страны: «было скучно», «говорили про Америку», «он опять пересказал свою книгу».

Что до культурной половины, то ее ждал спектакль Дмитрия Маликова во Дворце молодежи. Только вот сам спектакль ждали не все.
Уверенные в том, что они берут билеты на Маликова, ожидали хотя бы на минутку услышать «ты одна ты такая, я тебя знаю» или «
нет, ты не для меня как бабочка огня», но попали на спектакль. Настоящий. С актерами и сюжетом, где Маликов играл сам себя и… не пел. Мнения закономерно поделились на «какая банальщина» и «как красиво и занимательно».

Почему вообще Дмитрий Маликов приехал со спектаклем, а не с концертом? Ответ прост: последние годы артист без устали напоминает аудитории, что он еще и композитор. В девяностые, когда все хайпили под легкие напевы о слезах и розах, людям, в общем-то, было все равно, кто эти мелодии и звуки пишет. Пришли времена разборчивости, а вместе с ними — пора объяснять,кто у рояля тапер, а кто сочинитель. Маликов взял на себя роль немного бОльшую и, помимо объяснения, занялся просвещением.

Спектакль «Перевернуть игру» в актерской карьере певца уже второй. Несколько лет назад супруга Дмитрия подала идею: обыграть вечный конфликт поколений в разрезе музыки. Подключилась целая группа — актеры, сценаристы, режиссеры, полгода писался сценарий, жесткий кастинг, далее обкатка спектакля на столичной сцене и через полгода — гастроли по стране. В центре сюжета 16-летняя девочка-диджей и сам Дмитрий Маликов. Благодаря этому дуэту зрители-дети узнают, кто такие Меркьюри и Моцарт, а зрители-бабушки — кто такой Skrillex.

Сюжет «Игры» простой, как рифмы попсы: тинэйджер пытается доказать Маликову, что современная музыка уникальна — она качает, дарит позитив,у нее много разных стилей. Поэтому в промежутках диалогов звучит калечащий уши и душу дабстеп. Миссия Маликова — естественно, показать,что настоящая музыка существовала еще за много веков до электронщины,и создавали ее люди, живущие ей. Живыми доводами этому на сцене появляются почившие Бах, Моцарт, Майкл Джексон и другие персонажи.

Ощущение чего-то плохого и вялого появилось в первые минуты спектакля: скудные диалоги о вкусах и шутки категории «Бэ».
— Что это за музыка?
— Вообще-то это Лист!
— Я знаю только трек-лист.

Натянутую дискуссию, к счастью, прерывают фантомы известных композиторов. Актер, играющий то Баха, то Моцарта, произносит проникновенные монологи-истории о том, как герой преодолевал жизненные сложности и все-таки стал великим в искусстве. Кто-то не слышал свою музыку, но продолжал ее сочинять. Кто-то не застал славу при жизни. Кто-то стал королем, сам того не ожидая.

Законы драматургии соблюдены: в середине спектакля девочка уже сомневается в уникальности современной музыки, а трогательная сцена блокадного Ленинграда ближе к финалу спектакля топит в зрителе последнюю льдинку сомнения.

«Твоей маме понравится»

Спектакль — это не просто сюжет и его исполнение. Это визуальные эффекты, мысль, которую герои доносят зрителю. А кто и как это делает, бесспорно, имеет значение. Что бы изменилось, если вместо Дмитрия Маликова в роли Дмитрия Маликова был кто-то другой? Ничего. Остался бы конфликт поколений, и 16-летняя девчонка спорила бы не с современным композитором, а с типичным мужчиной средних лет. С аргументами в виде почивших гениев, думаю, у него все тоже бы получилось.

Но перед нами Маликов — человек, которого сегодня называют «королем твиттера». Он делает фиты с Хованским, появляется на «Версусе», дает интересное интервью Дудю, смешно шутит в интернете про «ваши мамы — это мои поклонницы». Это подкупает молодежь. Он по-прежнему хорошо выглядит — это подкупает наших мам. Рояль добавляет сто очков к интеллигентности и карме, и вот уже Маликов — не попсовик из девяностых, а человек-мнение, он одновременно кумир молодежи и зрелых женщин.

В таком образе вроде бы очень легко объяснить главную мысль спектакля и детям, и женщинам всех сортов и возрастов. А заключается она вот в чем: все, что происходит с музыкой в России сегодня — это беда. И дело не в том, что мы перестали слушать классику, или нам главное, чтобы качало — с этим как раз проблем нет. Всегда найдутся те, кто с удовольствием пойдет в оперу, а опера идет навстречу неофиту, выходя из классических границ (вспомнить хотя бы недавнюю «Волшебную флейту» екатеринбургского оперного театра). Но не меняется отношение к музыкантам — оно остается несерьезным.

Фраза «на музыке не заработаешь» по-прежнему звучит как приговор, а людей, решивших связать свою жизнь с музыкой, скорее назовут беспечными и сумасшедшими, нежели творческими единицами, жаждущими состояться в этой жизни. И только многовековая история искусства, фантомы Джексона, Моцарта и Баха говорят о том, что настоящую музыку нужно уметь делать. Для этого не занимаются по три-четыре часа в день, этому отдают жизнь без гарантий на вечную любовь и славу.

Возможно, новой звездой станете вы. Но вспомнят ли вашу музыку через четыре столетия? Будет ли она лечить людей? На этот вопрос вы не ответите. И Дмитрий Маликов, наверно, тоже.

После спектакля уже в очереди у гардероба какие-то мамочки говорили: «Для класса девятого — идеально!» Интересно, что подумали бы об этом сами девятиклассники. С одной стороны, в спектакле есть какие-то познавательные истории, которые даже пришедший на концерт певец Шура может быть услышал впервые. Ощущение, что полистал «Википедию» и наткнулся на интересный факт. С другой стороны, образ девочки, главной героини, уж слишком неестественный. И если ты идешь на диалог с подростками, нужно знать, о чем говоришь.

Если ты показываешь современного подростка, не нужно делать этот образ столь условным — вряд ли кто-то из молодежи увидит в этой девочке себя. То же самое с юмором спектакля: ирония слишком сдержанная и условная,кажется, зал смеялся просто потому, что так надо.

— Вы такой печальный, потому что гот?
— Год 1705.

Сдержанная ирония — это не однозначно плохо. Просто складывается ощущение, что сценарий писали абсолютно рафинированные люди. Поначалу кажется, что немного подбешивает актриса, но понимаешь — нет, это просто так прописан персонаж. Актриса делает то, что от нее требуют. А именно: тут пляши до потолка, а тут выдави слезу. Схватив пару современных слов, суть реального подростка вы не уловите,

НО. Маликов пытается идти на диалог с подрастающим поколением, сделать ребят и девчат лучше, не унижая при этом молодежь и не показывая своего превосходства — за это ему огромный респект. Может быть со временем это выльется в настоящую, жирную историю, и игру действительно удастся перевернуть.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ