"Он был родом африканский арап из Абиссинии; сын одного из тамошних из могущественных и богатых влиятельных людей, горделиво возводящего свое происхождение по прямой линии к роду знаменитого Ганнибала, грозы Рима".
Так писал о происхождении своего прадеда А.С.Пушкин
Мемориальный дом Абрама Петровича Ганнибала в Петровском был возрожден на старом фундаменте.
Поскольку мебель и личные вещи Абрама Петровича не сохранились, в экспозиции представлены предметы прикладного искусства мебели и убранства XVIII века, портреты и гравюры, характерные для того времени.
В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. Размещение поварен непосредственно во дворцах и в усадебных домах, по голландскому образцу было характерной особенностью домов петровской эпохи.
В кухне-поварне семья обедала. Здесь же могли принимать и угощать гостей.
Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века.
Среди убранства кухни - буфет орехового дерева 1750 года
обеденный дубовый стол XVIIIвека,
посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная.
В витринах предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента дома.
Абрам Петрович, устраивая поварню на первом этаже выстроенного в 1740 году дома, сделал ее каменной, по западному образцу кладки, принятой в Эстляндии.
После смерти "Арапа Петра Великого" его сын - Петр Абрамович, обосновался в новом доме. а в каменном этаже отцовского дома обустроил винокурню.
Комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны представляет собой пространство спальни и двух кабинетов, объединенных в духе времени супружеской кроватью с балдахином, по образцу конца XVII - I половины XVIII вв.
На столешнице шкафа-бюро - посвящение Екатерине I из учебника А.П.Ганнибала "Геометрия и фортификация".
Ореховый шкаф с мозаичными вставками из различных пород дерева.
Стулья. с ажурными спинками, принадлежащие той эпохе.
Люстра, подобная той, что когда-то висела в спальне. Ну и безусловно - вместо лампочек горели свечи.
Детская. Она дает представление о том, в какой обстановке проходила жизнь и первоначальное обучение детей.
На столе - Библия.
Макет корабля-парусника XVIII века.
Кровать-люлька для младенца.
Ну а мы покидаем дом прадеда поэта и переступаем порог дома, отстроенного Петром Абрамовичем Ганнибалом.
В сенях дома представлен герб Ганнибалов. Это увеличенная гипсовая копия с печатки.
Петр Абрамович Ганнибал стал хозяином Петровского в 1782 году. В витринах, расположенных в бывшей приемной, материалы археологических раскопок 1969 и 1999 годов: фрагменты посуды, монеты первой половины XVIII века.
На голубом блюдце - слон-талисман.
Фрагмент обивки кресла, принадлежавшего П.А.Ганнибалу.
Кабинет Петра Абрамовича.
Петр Ганнибал был хранителе фамильных реликвий: документов архива, инструментария Абрама Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии..
В кабинете представлены мемориальные вещи - печатка Абрама Петровича Ганнибала
книга Д.Кантемира "Система, или состояние мухамеданской религии".
В шкафу-витрине - оружие и коллекция медалей XVIII века.
На столе - копии документов и писем...
Обстановка гостиной соответствует началу XIX века, когда хозяином дома был внук А.П.Ганнибала - Вениамин Петрович, двоюродный дядя поэта. Согласно мемуарной литературе, Ганнибалы не мыслили своей деревенской жизни без атмосферы дружеского общения с многочисленными родственниками соседями и друзьями, прославившись своим гостеприимством.
Вениамин Петрович был человеком музыкально одаренным. Организовал в Петровском домашний оркестр, сам пробовал писать музыку. Двоюродный дядя был поклонником поэзии своего племянника А.С.Пушкина. Его дворовые: цирюльник Прохор и посудомойка Глашка, знали наизусть поэмы "Бахчисарайский фонтан", "Братья-разбойники", отрывки из романа "Евгений Онегин".
Сочиняя для домашнего оркестра пьесы, В.П.Ганнибал переложил на музыку слова песни пушкинской Земфиры из поэмы "Цыганы".
Предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков.
В кабинете Вениамина Петровича представлена мебель XVIII - первой трети XIX в.
Барская спальня завершает анфиладу парадных комнат дома.
Экспозиция спальни представлена характерным для усадебного дома интерьером первой четверти XIX века.
"...И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки..."
Значительная часть действия пушкинского романа "Евгений Онегин" проходит в деревенском доме помещика второй половины XVIII века. Когда Онегин приезжает в деревню то выбирает в господском доме для обустройства своего кабинета ту комнату, где находился "покой" его дядюшки.
Парадную залу (столовую) украшают парадные портреты и пейзажные картины.
Из окон парадной залы открывается великолепный вид на Главную аллею ведущую к беседке-гроту
и озеру Кучане.
На стенах портреты: Петра I и двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала,
а так же гравюры «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной».
Так же как и в других комнатах дома, в зале представлены предметы быта конца XVIII - начала XIX в.
Собственно, наша прогулка подошла к концу.
Надеюсь она вам понравилась.
Впереди... Кто знает, что нас ждет впереди.
Главное что что-то, а может и кто-то ждет )))