Найти тему
ПОЛНАЯ МЕТАФИЗИКА

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ. ГЕГЕЛЬ

«Любая попытка представить философию Гегеля в виде ограниченного набора формул будет напоминать попытку по маленькой косточке из кончика хвоста динозавра восстановить облик того неуклюжего чудища, которому она принадлежала». Пол Стретерн.

А может быть, восстанавливать и нечего т.к. гегелевское чудо-юдо на самом деле состоит из одной кости. Но в этом даже посвященным весьма сложно разобраться, поскольку творчество Гегеля - вершина реализации принципа: «чем непонятнее, тем лучше».

Не случайно Шопенгауэр рекомендовал труды своего коллеги в качестве лучшего средства дебилизации: «Если вы когда-либо собирались отупить ум молодого человека и сделать его мозги неспособными к какой-либо мысли вообще, то вы не смогли бы сделать это лучше, чем дать ему почитать Гегеля. Дело в том, что эти чудовищные нагромождения слов, которые аннулируют друг друга и противоречат друг другу, ввергают ум в самомучительство в тщетных попытках вообще думать о чем-либо в связи с ними до тех пор, пока, в конце концов, они не саморазрушатся от абсолютной пустоты».

В трудах Гегеля действительно можно найти, мягко говоря, забавные сентенции. Ну а кто не без греха? Например, он доказал, что намагничивание железа приводит к увеличению его веса. А тем, кто ему возражал, ссылаясь на очевидные факты, Гегель, как настоящий философ, по легенде, отвечал так: «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».

Возникает вопрос, обманывал ли Гегель сам себя, или он нагло пытался обмануть других? А может быть в дело в том, что нам убогим не понять сияющею глубину творчества Гегеля? Не зря же ему приписывает слова: «из всех моих учеников только один меня понял, да и тот неправильно».

Гегель, как и многие его коллеги, столкнулся с проблемой определения предмета философии. А без решения этого непростого вопроса написать многостраничный фолиант не просто понятно о чем, а вообще не о чем - трудноосуществимая задача даже для философа и клинического графомана. Гегель технично решил эту задачу, заявив, что у философии, в отличие он науки, нет заранее определенного предмета. Предмет исследования науки известен изначально. Наука интерпретируют факты, а затем соотносят полученные выводы с этим исходным материалом. Существование медицины, предполагает существование болезней; зоологии – животных; астрономии – космоса и т.д. Философия же изучает сама себя и ее предмет нельзя установить, не начав философствовать. Ну а, начав философствовать, как свидетельствует пример Гегеля, трудно остановиться.

Как и Платон, Гегель утверждает, что в основе мироздания лежит идея. Только у Платона идей такое же множество, как и определяемых ими вещей, то у Гегеля идея одна, поэтому он и называют ее Абсолютом или «Богом». Актуализация (самореализация) Абсолюта проявляется через историю (эволюцию). Она же (самореализация Абсолюта) является целью развития (смыслом исторического процесса). А что является движущей силой этого процесса? Синтез двух противоречий идеи и природы (т.е. платоновского мира вещей). Развитие происходит в результате борьбы противоположностей и представляет собой диалектическую триаду: тезис, антитезис, синтез. Синтез вбирает в себя все рациональное, что есть в тезисе и антитезисе, и может, в свою очередь, стать новым тезисом.

Например: бытие (тезис). Попытка дать определение бытию приводит к противоположной идее – идее небытия (антитезис). В итоге две противоположности образуют синтез, в данном случае – становление.

Но Абсолют ни как не связан с миром вещей – это слабое место платоновской теории "двух миров" известно со времен Аристотеля. Спиноза решает эту проблему и объединяя идею («Бога») и природу. Гегель вводит посредника между Абсолютом и историей (т.е. объективной реальностью) в лице «Духа» (мышления). Поэтому пусть читателя не смущает понятие «Дух» – не смотря на армейско-неуставную смысловую окраску в русском языке, у Гегеля он выступает как результат диалектического взаимодействия идеи (тезиса) и вещи (антитезиса).

Армейский дух. Не путать с Духом Гегеля.
Армейский дух. Не путать с Духом Гегеля.

Человеческое мышление («дух») есть проводник, через который абсолютная идея реализуется на практике. Механизм превращения вещи в идею через мышления заключается в том, что мыслить вещь – значит лишить ее чувственного аспекта бытия, превратить в понятие.

В этом заключается отличие Гегеля от Канта: нет феноменов и ноуменов т.к. категории сознания (единство, причина и следствие...) принадлежат не только чистому разуму (мышлению) но и предметам чувственного мира (объективной реальности). Отсюда и афоризм Гегеля «все действительное разумно, а все разумное действительно».

Гегель, разумеется, имел в виду не то, что какая-нибудь амеба или, чего доброго, коровья лепешка обладают разумом. Вовсе нет. Он имеет в виду (если мы его понимаем правильно, что очень маловероятно), что мысль – это объективная реальность. Но не обязательно, что способностью мыслить обладает то, о чем мы думаем. С другой стороны, все, что есть в объективной реальности (мире вещей), может стать предметом для мышления. А с точки зрения существования единичного (действительного) и общего (понятия) все единичное содержит общее так же как индивид (единичное), в то же время является и личностью (общее).

Любое понятие нашего разума (т.е. мысль о чем-то) с необходимостью включает в себя диалектическую тираду: всеобщность, единичность, индивидуальность.

Аналогично этому любое развитие происходит в формате диалектической триады. Сначала выдвигается тезис, но он вызывает появление противоположного (антитезиса), и в результате конфликта между ними достигается синтез, т. е. компромисс или примирение противоположностей на более высоком уровне. Синтез снимает первоначальные противоположные позиции и отрицая, преодолевая их, превращая в свои составляющие. Как только синтез достигнут, весь процесс может повториться на этом новом, более высоком уровне. Таким образом, процесс развития носит поступательно-повторяемый характер и графически происходит по спирали.

Исходя из вышеизложенного формулируются и три закона диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. В качестве иллюстрации к этому закону можно привести таблицу химических элементов Менделеева: добавление одного протона приводит к качественному изменению химических и физических свойств.

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Можно проиллюстрировать на примере корпускулярно-волнового дуализма в физике, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства.

3. Закон отрицания отрицания. Этот закон соответствует диалектической триаде, согласно которой развитие состоит из отрицания, дальнейшего синтеза и нового отрицания на более высоком уровне. К примеру, феодальное общество является отрицанием рабовладельческого, а капиталистическое – феодального.

Впрочем, Маркс посчитал, что диалектика Гегеля стоит на голове, и взялся ее перевернуть. Что из этого получилось? Да ничего хорошего.