Найти тему

Мотивация сотрудников, или «Не время браться за голову, хватайтесь за ум»

Оглавление

Мотивация является процессом создания у человека внутреннего побуждения к деятельности. Соответственно, мотивация сотрудников – это формирование у них импульсов, влечений и желаний качественно исполнять функции, тем самым повышая производительность, как своего труда, так и общего коллективного в компании.

Основными типами мотивации персонала считаются:

  • психологическая,
  • социальная,
  • материальная.

Однако, говоря о том, с какой мотивацией личность приходит наниматься на работу, необходимо отметить, что чаще всего изначально, наиболее значимыми для нее являются уровень заработной платы и то, какое место в социальной структуре компании она будет занимать. Только в том случае, когда оба эти пункта удовлетворят будущего сотрудника, он более детально обращает свое внимание на психологическую составляющую, которая заключается в атмосфере в коллективе, отношениях между коллегами и тем, каким образом начальство преподносит свои требования и как награждает и штрафует (теперь уже нематериально) работников.

Система мотивации сотрудников

Определенно первичная мотивация играет важную роль при поступлении человека на работу, однако со временем ее стимулирующая функция снижается и теперь уже руководству необходимо мотивировать своих сотрудников, чтобы их деятельность не только не утрачивала своей «силы», но и становилась эффективнее и приносила с каждым разом все лучшие результаты. Поэтому начальство может воспользоваться такими методами стимуляции и мотивации своих сотрудников, как:

  • Отслеживание степени мотивации – не дожидайтесь момента, когда никто уже ничего не захочет делать, предвосхищайте подобные ситуации.
  • Четкость и ясность в постановке задач для выполнения – обратите внимание на то, чтобы каждому сотруднику в компании было понятно, что конкретно от него требуется.
  • Конкурентоспособные условия труда – обеспечьте своих сотрудников соцпакетом, официальным трудоустройством, нормированным рабочим графиком и отпуском.
  • Система поощрений и штрафов – используйте «метод кнута и пряника» — при достижениях обязательно награждайте (как материально – премиями, так и нематериально – внеплановыми выходными днями, свободным графиком), при ошибках и отсутствии результативности – взимайте за них плату (лишение премии, дополнительное рабочее время).
  • Публичные и личные похвала и критика – хвалите публично (повышается желание достигать еще большего), ругайте в кабинете (чтобы сотрудник не ощущал унижение), подкрепляйте одобрение «досками почета», критику – аргументами и фактами, демонстрирующими последствия.
  • Элемент просвещения – предоставьте работникам возможность обучаться, повышать уровень своих профессиональных знаний за счет компании – это приведет к повышению их трудовой эффективности.
  • Элемент развлечения – устраивайте в коллективе общие праздники, корпоративы, выезды на природу и мероприятия, которые помогут сплотить между собой коллег.
  • Создание так называемого «банка идей» — позвольте каждому сотруднику при возникновении у него интересных мыслей, собственных взглядов на процесс работы озвучивать их не только коллегам, но и непосредственно начальству, также обязательно поощряйте инициативу работников в данном вопросе.
  • Контроль собственной деятельности – не берите весь контроль за работой на себя, вы – высшая инстанция, а каждый сотрудник имеет право регулировать процесс собственной деятельности самостоятельно (естественно, в соответствии с установленными правилами и рамками).

Люди обычно устраиваются на работу ради продвижения в карьере и материального благосостояния, а уходят от некачественного руководства и рутинного процесса. Поэтому самым главным аспектом мотивации служащих, пожалуй, является создание из коллектива «команды мечты» (чему и способствуют методы-мотиваторы), ведь Dream Team не только звучит красиво, но и состоит из необходимых, приятных и мотивирующих сотрудников элементов.

Автор статьи — психолог, нлп- и гипнотерапевт Александра Щелчкова.