Найти в Дзене
Лев Бояргов

НЕФТЬ. ЛЮДИ. ГОРОДА

Очерки об истории мегионских улиц Идея написания статей о названиях улиц города Мегиона, конечно, не нова. На эту тему высказывались мегионские краеведы В.И. Сподина и Л. Д. Кашина, издавались сборники под редакцией В.А. Калганова и В.Д. Балесной, даже проводилась исследовательская работа восьмиклассником Иваном Якобаке по теме «Мегионские улицы». Но, как нам думается, тема об исторических названиях улиц далеко не исчерпана. И в наши дни старожилы спорят о том, как обустраивался в 60-х годах тогда еще посёлок Мегион: где и как проходила улица Береговая, и не она ли теперь Сутормина, и почему не стало улицы Космонавтов? В общем, не все точки над «и» поставлены в истории улиц нашего города. Отрадно, что есть в Мегионе люди, которым дорога история города, ведь они, запечатлев его жизнь на фотоплёнку, помогают молодому поколению лучше знать родной край. Искренне выражаем благодарность ветеранам геологии и лично Григорию Катеновичу и Риму Динькаеву за оказанную помощь в сборе информации.

Очерки об истории мегионских улиц

Идея написания статей о названиях улиц города Мегиона, конечно, не нова. На эту тему высказывались мегионские краеведы В.И. Сподина и Л. Д. Кашина, издавались сборники под редакцией В.А. Калганова и В.Д. Балесной, даже проводилась исследовательская работа восьмиклассником Иваном Якобаке по теме «Мегионские улицы». Но, как нам думается, тема об исторических названиях улиц далеко не исчерпана. И в наши дни старожилы спорят о том, как обустраивался в 60-х годах тогда еще посёлок Мегион: где и как проходила улица Береговая, и не она ли теперь Сутормина, и почему не стало улицы Космонавтов? В общем, не все точки над «и» поставлены в истории улиц нашего города. Отрадно, что есть в Мегионе люди, которым дорога история города, ведь они, запечатлев его жизнь на фотоплёнку, помогают молодому поколению лучше знать родной край.

Рим Каримович Динькаев
Рим Каримович Динькаев

Искренне выражаем благодарность ветеранам геологии и лично Григорию Катеновичу и Риму Динькаеву за оказанную помощь в сборе информации. А начнём мы наш рассказ с улицы Евгения Сутормина.

Современный вид улицы Сутормина. Прямо школа № 4. Справа (по убывающей) дома № 16, 14, 12...
Современный вид улицы Сутормина. Прямо школа № 4. Справа (по убывающей) дома № 16, 14, 12...

История первая. «Загадочная улица Сутормина» (часть 1)

Первая загадка, с которой нам пришлось столкнуться при изучении истории улицы Сутормина, это, естественно, сама личность Евгения Васильевича. Кто смотрел фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», тот помнит знаменитую фразу персонажа Г. Вицина: «Начальство надо знать в лицо!» Знать в лицо Евгения Сутормина оказалось непросто.

Во-первых, в Мегионе проблематичной оказалась задача найти людей, которые его лично знали. Дело в том, что этот инженер, геофизик, один из авторов метода авиа-сейсмозондирования погиб 20 марта 1965 года в авиакатастрофе, не дожив до своего сорокалетия. Владимир Абазаров, возглавлявший в те годы Мегионскую нефтеразведочную экспедицию, был его другом, и, видимо, в память об этой тяжелой утрате Владимир Алексеевич предложил переименовать одну из прибрежных улиц Мегиона в честь Евгения Сутормина. Абазаров поступил так не по указке сверху. За этим стояла личная боль. Понять это помогает любопытная деталь, о которой упоминает журналист Елена Новосёлова в статье «По улицам нефтяного города»:

«В 1964 году он (Евгений Сутормин – прим. Авт.) по приглашению начальника Мегионской нефтеразведочной экспедиции Владимира Алексеевича Абазарова приезжал в Мегион на торжественный митинг, посвящённый отправке первой нефтяной баржи. Гибель Сутормина потрясла всех, кто был связан с геологоразведкой и нефтедобычей».

Владимир Алексеевич Абазаров
Владимир Алексеевич Абазаров

Кто же он такой – Евгений Васильевич Сутормин? Ханты-Мансийский «Музей геологии, нефти и газа» характеризует его как высококвалифицированного специалиста в области полевой геофизики. В течение последних восьми лет он работал главным геофизиком и начальником Ханты-Мансийской КГРЭ, а в год трагической гибели стал управляющим Ханты-Мансийским геофизическим трестом. Многие коллеги считали его талантливым организатором, чья работа в Западной Сибири способствовала открытию нефтяных месторождений (Каменного, Мамонтовского, Салымского, группы Шаимских). И сегодня имя Сутормина носит одно из месторождений Тюменской области, а также улицы в двух городах Югры - в Мегионе и Нягани.

Будни мегионских геологов
Будни мегионских геологов

Во-вторых, с пылу с жару мы не смогли найти ни одной фотографии Сутормина: ни фотоархивы мегионских ветеранов геологии, ни «всемогущий» интернет эту задачу не решили. Но, благодаря усиленным поискам ветерана геологии Рима Динькаева, мы нашли архивную фотографию знаменитого геофизика в Ханты-Мансийском «Музее геологии, нефти и газа». Таким образом, мы выяснили, что современная улица протяженностью в один километр от улицы Кузьмина в северной части города до проспекта Победы в южной части носит имя геофизика Евгения Сутормина с 1965 года. И главное – мы публикуем фотографию Евгения Васильевича, чтобы мегионцы знали в лицо человека, чье имя носит одна из загадочных улиц города.

Из фонда Музея геологии, нефти и газа МГНГ-ОФ-1451                                                                       
Е.В. Сутормин. г.Ханты-Мансийск, 1965 г.
Из фонда Музея геологии, нефти и газа МГНГ-ОФ-1451 Е.В. Сутормин. г.Ханты-Мансийск, 1965 г.

Вторая загадка улицы – это её путь…

Но об этом мы расскажем во 2 части очерков об улице Сутормина.

Вид на улицу Сутормина. Дом № 2 (справа). Автор фото Анна_08
Вид на улицу Сутормина. Дом № 2 (справа). Автор фото Анна_08