Найти тему
Жизнь в Максатихе

Деревенская рецензия. Крестьянские истории.

Речь идёт о сборнике "Российская деревня 1920-х годов в письмах и документах". Я прочитал эту книгу за несколько дней, когда у нас электричества не было, что ещё больше, нежели сам по себе мой деревенский образ жизни, позволило влезть в шкуру тех людей, которые сто лет назад писали свои часто наивные письма в газеты, "всесоюзному старосте Калинину" и просто друг другу.

Как же для истории сохранились частные послания? Очень просто. Например, красноармейцы строчили что-то домой своим родителям, органы безопасности перехватывали эти "сочинения" и в результате они остались в архивах.

Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах / Сост. С.С.Крюкова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 232 с. ил.
Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах / Сост. С.С.Крюкова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 232 с. ил.

Просто так я почти ничего не читаю. Обязательно какие-то выводы стремлюсь сделать. Вот и в данном случае без этой трагической обязанности не обошлось. Иногда я даже делаю какие-то памятные записи с этими выводами. Ничего особенного, сугубо личные впечатления человека, который совсем не претендует на роль какого-то, например, "гуру".

Почти все письма, конечно, имеют родовую травму жестокой и беспощадной безграмотности. Однако, надо отметить, что крестьяне при этом довольно адекватно понимали происходящее с ними и вокруг них. Теперь тоже принято писать, забыв школьные уроки русского языка, но разглядеть у таких современных "грамотеев" хоть микроб мысли часто не получается.

Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"
Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"

Отмечу главное для себя открытие, которое заключается в переполненности страны населением. В письмах это часто звучит, как прямо, так и косвенно. Вот пишет мужик, что у него есть земля и дети. Затем добавляет, что сыновья женятся и отделятся от отца. У каждого нового хозяина для его семьи ещё меньше земли будет, чтобы выжить. И так по всей европейской части России. Столыпинская реформа пыталась проблему решить путём переселения части крестьян в восточные губернии, но масштаб проблемы не соответствовал масштабу предложенного решения.

Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"
Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"

Показательно ещё то, что эта проблема сквозит после гибели миллионов, которые пожрала мировая война и русская гражданская. Даже такое "кровопускание" не помогло. И только последующие репрессии, голодоморы и Великая Отечественная сняли это напряжение. В итоге складывается такое впечатление, словно этот геноцид специально для прореживания людей и проводился. Правда неведомые агрономы почему-то до сих пор не могут остановиться и вскоре на огромных просторах будет бурным цветом цвести безлюдье, символично знаменуемое зарослями борщевика.

Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"
Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"

Есть и забавные моменты, связанные с новым положением женщины. Мужики жалуются, что теперь при разводе приходится делить имущество. Один написал письмо, как он три раза женился и после разводов остался вообще ни с чем, поэтому просит принять себя на какую-нибудь "городскую должность". Ещё отмечу одно — отец ребёнка, судя по письмам, определялся исключительно по словам матери, поэтому бабы часто указывали на зажиточных односельчан. Так же процветал шантаж с их стороны — мол, если не заплатишь, то тебя запишу в отцы.

Из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"
Из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"

Сильно бросается в глаза, как подробно подсчитывали крестьяне разные налоги и поборы. Зато теперь мало кто владеет так этими цифрами из "простых людей" — ведь всё это из нашего кармана изымается без нашего ведома фактически. А в то время было необходимо с каждой крестьянской души вытрясти рубль из его заработка, забрать прямо из его рук.

Представьте себе, что к Вам домой будут приходить за налогами. И люди, которые гораздо круче нынешних коллекторов. Сейчас вас грабят, Вы и не в курсе даже. Поэтому власть сильно мучилась с крестьянами — не так-то просто в такой ситуации мозги пудрить.

Не то что ныне. Во многом, именно поэтому селян и загнали в колхозы, чтобы их выжимать досуха было проще. Зато сейчас люди даже не понимают, что это государство за их счёт живёт, а не наоборот. До людей не доходит, что из их личного кармана изъяли средства на идиотские футболы с олимпиадами и прочие "нужные вещи".

Слепой нищий. Из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах".
Слепой нищий. Из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах".

Огромная часть писем посвящена ненависти крестьян к рабочим, к "пролетариату". В данном случае уже не хватило приземлённой деревенской логики, чтобы понять — почему жизнь рабочих лучше, хотя это в основном благодаря крестьянам победила Советская власть. Ответа, конечно, они не дождались, хотя он и на поверхности. Ведь всегда что-то происходит за счёт кого-то. А за чей ещё счёт большевики могли строить свой концлагерь, когда всех буржуев и помещиков уже ограбили? Только сжигая на алтаре коммунизма крестьянские жизни.

-7

Возможно, что письма подобраны были для книги тенденциозно. С удовольствием прочитал бы тогда другие. Кстати, только одна "Крестьянская газета" получала в день примерно одну тысячу посланий. Это, конечно, потрясает на фоне нынешней анемии общества, атрофии общественного соучастия в жизни страны. Но это и логично — советский эксперимент вырастил население, абсолютно равнодушное к судьбе государства. Иного и быть не могло.

Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"
Иллюстрация из книги "Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах и документах"

На этом пока всё!