Найти тему
ИА Хакасия

В наступление на минфин Хакасии пошли главы МО перед принятием бюджета

Жесткое оппонирование встретила министр финансов Хакасии Ирина Войнова от глав муниципальных образований после своего выступления на публичных слушаниях накануне. Слушания проходили в Верховном Совете Хакасии, на них присутствовал корреспондент 19rus.info.

Бюджет Хакасии: верстка и правка в условиях повышенной прозрачности

Особенно ярким было выступление главы Ширинского района.

Суть возмущения Сергея Зайцева, равно как и других его коллег по муниципальному цеху, сводится к следующему. Районам уже давно делегирована часть государственных полномочий, но денег для этого дается недостаточно. А дальше как — крутись как можешь? Где нищим поселениям изыскивать средства на содержание такие структур как ЗАГС или военкомат?

Естественно, муниципалитеты просят больше. Методику расчета Минфина Сергей Зайцев назвал «непрозрачной», заявив, что используются критерии, которые невозможно просчитать.

К слову, Ширинский район традиционно минфин прижимает. Ну ранее было оправдание — Зайцев уперся и отказался снижать зарплату работникам администрации (кстати, и без того невысокую). Санкции последовали незамедлительно — району перекрыли кислород - прекратили финансирование. Да так, что иные сельсоветы по 9 (!) месяцев не видели заработной платы — хуже, чем в девяностые годы.

Иезуитские методы минфина, однако, сработали против них же. Во время прямой линии бывший глава Хакасии Виктор Зимин обратился к главе Беренжакского сельсовета, возмутился, что он «сидит, амбарная книга у него...Что ты сидишь?» - дальше последовала знаменитая фраза про тушенку и сконцентрированных бабушек. Без преувеличения можно сказать, что эти неосторожные слова стоили Виктору Зимину карьеры.

Ну а Ширинским районом по-прежнему управляет Сергей Зайцев и все также просит денег, и его в этом благом деле поддерживают остальные главы районов — здесь в республике наблюдается некоторая стабильность.

Основные тезисы из доклада Зайцева предлагаем вниманию читателям 19rus.info:

"То есть методика распределения дотаций между муниципальными образованиями должна быть достаточно подробной для ее самостоятельного применения органами местного самоуправления и иными заинтересованными сторонами, чего не скажешь о методиках, применяемых министерством финансов РХ.

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и субвенция на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, рассчитываются в соответствии с Методиками, утвержденными Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия" и Законом Республики Хакасия от 06.12.2007 N 87-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов РХ государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия" соответственно.

Данные Методики носят явно непрозрачный и непросчитываемый характер, так в методике по дотациям району используются критерии, которые невозможно просчитать и которые не обозначены в приложениях к расчетам (данные по отдельным показателям республиканского уровня).

В расчетах, представленных Минфином РХ, занижена субвенция на 5 678 тысяч рублей, причиной, по нашему мнению, послужило невключение поселений района в распределение денежных средств второй части субвенции, распределяемой на выравнивание бюджетной обеспеченности, несмотря на то, что бюджетная обеспеченность поселений по Ширинскому району составила 21 539 руб, что ниже средней бюджетной обеспеченности, которая по расчетным данным составляет 24 443 руб.

Кроме того, считаю, что по методике, утвержденной Законом Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ, при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов на 2019 год значительно занижен, к уровню прошлого года, такой показатель, как объем прогнозных расходных потребностей. Несмотря на то, что в 2018 году дважды повышался размер минимальной оплаты труда, увеличивается фонд оплаты труда работников бюджетной сферы согласно «дорожной карте», по программе открыта дополнительно одна группа в детском саду «Солнышко» и повышена заработная плата муниципальным служащим (на повышение ФОТ дополнительно на 2019 год требуется более 28 млн рублей).

Кроме того, при расчете объема прогнозных расходных потребностей, согласно методике, применяется индекс потребительских цен текущего года и прогнозного года (по стат. данным это 1,7х3,9 =6,6), что в расчете дотации на 2019 год это не учтено.

В этой же методике одним из значимых критериев, используемых в формуле, является среднее значение исполнения расходных обязательств по определенному разделу за два отчетных года, предшествующих текущему году, несмотря на то, что, согласно требованиям Бюджетного кодекса, в при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований использование показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и показателей прогнозируемых доходов и расходов бюджетов не допускается.

Также обращаю Ваше внимание на непрозрачность расчета объема прогнозных расходных потребностей исходя из того факта, что по муниципальным образованиям, находящихся в одних условиях (снижение численности населения) объем прогнозных расходных потребностей обсчитан по-разному.

Численность населения снижается по всем районам, но по таким муниципальным образованиям как Аскиз, Таштып, Шира объем расходных потребностей снижается, а по Алтаю, Усть-Абакану идет необоснованный рост, что в конечном итоге сказывается на расчетной дотации.

И даже несмотря на то, что расчетная дотация Ширинскому району занижена из-за необоснованного снижения объема расходных потребностей, дотация району на 2019 год определена в размере 163 млн руб, что меньше дотации, рассчитанной на 2019 год МФ РХ на 47,2 млн руб.

Расчетная дотация составила 77% от расчетной потребности, в связи с чем бюджет можно сформировать только на 9 месяцев и это без учета кредиторской задолженности, которая на 1.11.2018 составляет по районному бюджету около 70 млн руб, и долги по бюджетным кредитам сроком гашения 2018-2019 г.г. - 82,3 млн руб.

Учитывая вышеизложенное, просим пересмотреть дотацию муниципальному образованию Ширинский район в сторону увеличения на 47 млн руб, то есть финансово обеспечить расчетную дотацию определенную МФ РХ".