«Ты же мужчина! Мужчины так себя не ведут» - говорит мама своему плачущему из-за потерянной печеньки двухлетнему сыну. Мы с сыном рядом и мне в этот момент очень хочется ему сказать: «Сын, мужчины ведут себя по-разному. Иногда они плачут, иногда обижаются и иногда чувствуют себя бессильными и это нормально».
Мужчина должен… Девочка должна… кому это все надо? Как вот это «Мужчины не плачут», которое вдалбливают родители своим детям им поможет в жизни? Я честно пыталась моделировать разные ситуации, где бы эта установка спасла выросшего мальчика, но ничего не придумала.
Зато мне даже не нужно придумывать, как она будет мешать. Убеждение, что настоящие мужчины не плачут ведет к тому, что мужчина начинает подавлять в себе все негативные эмоции. На людях он держится молодцом, но такое самообладание потребляет невероятное количество его внутренних сил. Причем как на эмоциональном уровне, так и на физическом и когнитивном. И он в этот момент похож на мину, которая рано или поздно рванет. Например, это может быть в виде неконтролируемой вспышки гнева или агрессии, тогда ударная волна зацепит окружающих. А возможно он просто подорвется сам: если это будет со стороны физического тела, то все подавленные эмоции выльются в болезнь или хронические боли, если с эмоциональной стороны, то человек чтобы расслабиться может уйти в зависимости, а может все перейдет в психические расстройства: депрессии, панические атаки, обсессии, компульсии…
Кто-то может сказать, что, увещевая мальчика не раскисать, его учат бороться с трудностями, преодолевать препятствия, вставать, если упал. Но это ведь разные вещи. Давайте возьмем в качестве примера ту же печеньку. Что произошло в жизни мальчика с психологической точки зрения? Утрата. И он закономерно переживает по этому поводу горе. Некоторое время назад я писала о том, по каким законам развивается горе: шок-проживание-восстановление. Так вот плач ребенка по поводу печеньки – это проживание горя. Задача этого периода проявить и осознать все эмоции, которые вызвало событие. И если задача этого этапа решена, то происходит переход на этап восстановления, который включает в себя как раз таки возможность проанализировать ошибки и привести себя в порядок, интегрировав в жизнь полученный опыт.
Требуя от ребенка перестать плакать, мы как бы хотим, чтобы он побыстрее перешел к восстановлению, но вместо этого не даем ему нормально пройти этап проживания, без которого нормальное восстановление невозможно.
Так что, если вы хотите научить ребенка успешно справляться с трудностями, не говорите ему засунуть свои эмоции куда подальше. Наоборот, помогите ему осознать их, проговорив их вслух – «Тебе было обидно», «ты разозлился, когда…», «ты расстроен из-за того, что…». А потом порассуждайте вместе о том, какие выводы можно сделать из этой ситуации, придумайте варианты, как избежать такой ситуации в будущем. Только так, уча ребенка анализировать, мы можем научить его справляться с трудностями, а требуя от него не проявлять целый пласт эмоций, мы лишь учим его усложнять себе жизнь.
Что касается выросших мальчиков, которым вживили эту установку и которые уже почувствовали всю ее «прелесть». Если вы чувствуете, что внутреннее напряжение превышает все мыслимые и немыслимые пределы, позвольте себе перестать играть в супергероя и обратитесь за помощью к психологу. И если вам кажется, что это сделает из вас слабака, то просто взвесьте, что ваши близкие легче перенесут: эту «слабость» или то, что вас бомбанет и вы уйдете в запой, поднимите на кого-то из них руку, начнете медленно съезжать с катушек или наложите на себя руки?
____________________________________
Ну и как обычно, напоминаю, что провожу психологические консультации через видеозвонки (40 €/час) и очно в Амстердаме (60 €/час). Подробнее обо мне тут . Если вы заинтересовались, пишите на почту nepofreidu@yandex.ru .