Пожалуй, никакой другой художник не воплощал в такой степени гениальность, как Микеланджело. С самого начала он восхищал своей непохожестью и техникой ваяния. Творческая энергия, богатство выразительных средств, работа в самых различных жанрах дали современникам право именовать его "божественным".
При этом жизнь донимала Микеланджело невзгодами: никто другой так не мучился доходящей до наваждения мыслью о возможной неудаче и неизбежном несовершенстве его творений. Это нашло отражение в усилившейся с годами потребности менять по ходу работы замысел произведения. "Бог есть совершенство, - писал Микеланджело, - и тот, кто стремится достичь его, стремится к божественности". Одержимый не переводимыми на язык искусства видениями, Микеланджело так и не завершил надгробие папы Юлия II, над которым с перерывами работал в течение сорока лет!
Эпитет "божественный" не должен скрывать от нас личность Микеланджело, даже в тех случаях, когда она совершенно не соответствует общепринятым представлениям о "гении".
Множество историй, донесённых до нас современниками и часто почитателями художника, создают портрет очень противоречивого человека. Гордый, вспыльчивый и недоверчивый, он подвергал тяжёлому испытанию всех, кто пытался с ним общаться. Отношения Микеланджело с папами, у которых он состоял на службе ( а работал он, как и жил, до очень глубокой по тем временам старости - 89 лет), были весьма драматичны. Однажды во время работы над потолком Сикстинской капеллы появился потерявший всякое терпение заказчик - папа Юлий II - и спросил, когда же художник закончит роспись. "Когда смогу, тогда и закончу!" - грубо ответил тот. Не стерпев, папа взобрался на леса и принялся колотить его палкой! В ответ Микеланджело бросил работу и ушёл, твёрдо решив отказаться от заказа. Папе пришлось отослать ему пятьсот дукатов, чтобы вернуть назад.
Часто причиной конфликтов была скупость. Так, во Флоренции подмастерья, помогавшие Микеланджело в отделке фасада церкви Святого Лаврентия, прекратили работу, заявив, что он им очень мало платит. Мысли о деньгах постоянно преследовали художника: либо потому, что ему их не хватало, либо потому, что он искал наилучший способ их вложения. Иногда из-за недостаточного финансирования останавливалась вся работа: плохо составив смету, Микеланджело был вынужден выпрашивать дополнительные средства, которые заказчик не хотел давать из-за медленного темпа работ. Но без денег темпы было невозможно ускорить! Вот почему в его письмах и стихах часто звучит безнадёжность, причём не только из-за материальных трудностей: "На наш рассудок тяжко давят плоть и смерть". В конце жизни он был желчен и зол: "И зачем это я намалевал столько рож? Все они меня в конце концов надули. Кажется, что, переплыв море, я утонул в стакане воды". Или ещё: "Хвалённое искусство, которому я отдал столько лет, - в почёте, а сам я стар, беден, да ещё и под сапогом у других." Эти строчки были написаны примерно в 1546 году: Микеланджело предстояли ещё восемнадцать лет жизни.
Самая знаменитая часть росписи - "Сотворение Адама": не жизнь, но разум - вот главное, что получил Адам.
История росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане началась с недоразумения: Микеланджело рассматривал живопись как незначительный по сравнению со скульптурой вид искусства и самого себя не считал художником. Поэтому всё началось с того, что он отказался от заказа и только потом на него согласился. Эта работа стала его мучением: ведь предстояло покрыть фресками ( очень сложная техника росписи, с которой Микеланджело лишь мимоходом имел дело в мастерской своего учителя Гирландайо) поверхность в 540 кв. м. Над этим художник работал в одиночку в течение 4-х лет (1508-1512) - факт для подобного вида работы уникальный. Для одного это была непосильная ноша, серьёзно подорвавшая здоровье мастера: те пять помощников, которых он поначалу нанял, с работой не справились и были вскоре уволены. По ходу дела возникало множество трудностей: из-за некачественно наложенной штукатурки первые фрески покрылись плесенью. Преодолевая неимоверные сложности, Микеланджело воспевал новый мир и изображал естественного человека, ещё не приговорённого развитием сознания к бездействию. Невинные и могущественные, персонажи его картин не стыдятся своей наготы, которая не шокирует, ибо выражает целомудрие.
Микеланджело - архитектор.
В этом качестве он работал над эскизом базилики собора Святого Петра в Риме: смерть помешала ему закончить работу, но завершавшие его труд мастера сохранили все замыслы автора.
Инструменты скульптора обеспечивали поступательное развитие этого вида искусства: мрамор обтёсывали с помощью молотка и остроконечных резцов; затем детали обрабатывались зубчатым долотом, край которого, как у пилы, был нарезан зубчиками; после этого производилась доводка стамеской. И, наконец, скульптор полировал своё творение скребками и щётками. От состояния инструментов зависело не только качество произведения, но даже его стиль. У Микеланджело хорошие резцы появились благодаря небольшой промышленной революции XIV в.: в Западной Европе удалось тогда восстановить технику плавки, позволяющую получать очень прочный металл, из которого стали делать лезвия для шпаг, а потом и резцы для скульпторов. С помощью такого инструмента он мог обтёсывать куски мрамора под углом, высекая из него с необыкновенной точностью детали величиной с палец.
Мрамор для скульптур добывался в Карраре, тосканском городе, известном с глубокой древности и насчитывающем 500 карьеров. Этот мрамор отличался повышенной плотностью и твёрдостью; добывали его глыбами с помощью деревянных клиньев, забиваемых в бороздки, проделанные в повреждённых местах. Заполняемые водой клинья увеличивались в объёме и разрывали камень по линиям бороздок.
Незавершённость как принцип.
Созданная в 1499 году "Пьета" - одно из самых прекрасных творений Микеланджело. Её законченность поразительна.
"Пьета Ронданини", напротив, осталась незавершённой из-за смерти скульптора. Но то, что в данном случае не завершено в силу обстоятельств, в другом объясняется намеренным деянием автора.
Микеланджело разработал своеобразную теорию незавершённости - "нон финито", которая рассматривает незаконченное произведение, например, фигуры рабов на надгробии Юлия II, как выражение борьбы между духом и материей.
Если Вам понравилась статья, ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить;)
Возможно Вас заинтересуют и другие статьи:
1. Легенды о завоеваниях Нового Света
2. Как коварная наложница стала женой султана?
3. Битва при Кадеше. Достойный подвиг Рамсеса II
4. Торговля пряностями (и не только) - весомый повод улучшить навыки мореплавания
5. Цивилизация ольмеков - "людей каучука"