И вот в это двор, где происходит драма любовная и драма семейная, потому что Васенька собирается покинуть родные стены, попадают два замерзших студента.
И в головы им приходит "замечательная" спасительная мысль:
"Дело в том, что Андрей Григорьевич Сарафанов — мой отец".
Владимир сам в шоке от того, что пришло ему в голову. Но, как говорится, слово — не воробей.
Очень интересно наблюдать, как меняется отношение самого Владимира к этому заявлению. Искренняя радость Андрея Григорьевича, Нины погружает студента в пучину стыда. И в то время, как Сильва предлагает просто убежать, Владимир не может оставить людей, которые поверили его беспардонной лжи. Опять яркий пример проявления любви христианской, которая "не ищет своего, не радуется неправде". И преображает окружающих. По крайней мере тех, кто готов к такому преображению, ибо оно происходит через преодоление стыда, признания собственной неправоты, просьбы о прощении. То есть исповедь и раскаяние. Искреннее, настоящее.
И теперь, точно так же, как семья Сарафановых не сразу поверила появлению нового старшего брата и сына, они не верят правде: "Я Вам не сын. — Это невозможно. Невозможно."
Этот фильм можно тоже пересматривать бесконечно. Тут очень есть о чем подумать и посопереживать.
И студентам, которые, вобщем-то, ничего плохого и не хотели: просто оказались далеко от дома и сильно замерзли. У них не было цели ни обворовать, ни как-либо еще поживиться за чужой счет, просто — погреться, провести время в человеческих условиях. Нормальное человеческое желание.
И Васеньке Сарафанову, нервному ранимому подростку с его, возможно, первым сильным чувством. Он просто ослеплен этой страстью, эгоистичен, невнимателен к окружающим родным. Всем это, пожалуй, знакомо. И этот детский подрыв убежать, умереть (вот исчезну, тогда будете знать все...)
И Сильва, подбивающий клинья к Наталье — тоже естественная реакция молодого человека на молодую симпатичную женщину. И ему, естественно, нет дела до переживаний какого-то сопливого неврастеника.
Тем более, что сама Наталья очень даже не против более близкого знакомства с молодым общительным человеком.
И Наталья — не верится в ее заявление о том, что семья ей не нужна. Это, скорее, бравада. Годы уходят, для женщины более страшное состояние, чем для мужчины.
Готовить только для себя, ужинать одной, со сковородки... Нет, не может женщина быть довольна такой ситуацией и не желать ее изменить.
И Андрей Григорьевич Сарафанов, когда-то мечтавший о музыкальной и композиторской карьере, который стесняется сказать своим детям, что играет для заработка на похоронах (хотя они обо всем знают и, в свою очередь, скрывают от отца свое знание).
"Он играет на похоронах и танцах —
Вся наша жизнь — одно из двух".
Нина Сарафанова, на которой лежит нелегкая роль хозяйки дома. Умная, красивая, добрая. Прекрасный, надежный жених. Ответственный, целеустремленный. И вдруг — старший брат... Да который еще и вовсе не брат. И неясная пока тяга к малознакомому человеку, но душа чувствует родство с его душой...
И нелегкое решение: "Я никуда не поеду..."
И жених Нины — Михаил. Он искренне не понимает, что происходит: он же честен, он держит слово, он — настоящий мужчина с настоящей мужской профессией!
Уверенный в себе, открытый для общения, дружелюбный... И — от ворот поворот. А опять же — Господь не справедлив, он милостив.
Такие вот христианские выводы из советского кино. Хотя и нет здесь странного, потому что о душе человеческой все. И это правильно.
Часть 1. Для тех, кто любит подлиннее.