Найти тему
машина

Грузовые «Лады», ч.3

В 1995 году фирма «Лада-Бизон» обанкротилась, успев выпустить к тому моменту около 650 пикапов ФВК-2302 «Бизон». После этого основной костяк конструкторов предприятия перешел на работу в АО «ВАЗинтерСервис», где в тот момент по документации АвтоВАЗа собирали пикапы ВАЗ-21043-33 (см. Грузовые «Лады», ч.1). Эти машины, сохранив несущую конструкцию кузова и стандартную подвеску от «Жигулей», имели невысокую грузоподъемность и скромную вместимость. Поэтому на замену им стали готовить совершенно новый пикап полурамной конструкции, в котором от «Жигулей» пятой модели использовалась только передняя половинка кузова. К получившейся кабине сзади пристыковывалась сварная конструкция рамного типа, поверх которой могли монтироваться различные надстройки – открытые бортовые платформы, платформы со съемным пластиковым колпаком или закрытые грузовые фургоны. А задний мост теперь подвешивался на рессорах, что позволило увеличить грузоподъемность. Машины с бортовыми платформами сертифицировали под маркой ВИС-2345, фургоны получили индекс ВИС-23452. Серийный выпуск таких машин организовали в 1997 году, и в лучшие времена их объем производства достигал 2 тысячи штук в год.

Опытный образец ВИС-2345, 1996 г. (заводское фото)
Опытный образец ВИС-2345, 1996 г. (заводское фото)
Серийный образец ВИС-2345 со съемным пластиковым колпаком (фото С.Андреева)
Серийный образец ВИС-2345 со съемным пластиковым колпаком (фото С.Андреева)

Первое время, помимо обычного пикапа ВИС-2345 с простейшей грузовой платформой с тремя откидными бортами, «ВАЗинтерСервис» предлагал также «модификацию повышенной эстетичности» ВИС-2345-01, у которой боковины грузовой платформы были выполнены в едином дизайне с боковыми поверхностями кабины. Боковые борта при этом, разумеется, уже не откидывались. Но у покупателей такая машина – менее практичная и одновременно более дорогая – спроса не нашла. Не пошел в серию и вариант ВИС-23451 с двухрядной кабиной на 5 человек и укороченной грузовой платформой.

Опытный образец ВИС-2345-01 (фото С.Андреева)
Опытный образец ВИС-2345-01 (фото С.Андреева)
Опытный образец ВИС-23451 (фото М.Шелепенкова)
Опытный образец ВИС-23451 (фото М.Шелепенкова)

А вот самый простой пикап ВИС-2345 оказался в итоге долгожителем: его производство продлилось вплоть до момента сворачивания сборки автомобилей «Жигули» в Тольятти в 2011 году. Причем пикапы поздних выпусков получали кабину, представляющую собой половинку кузова ВАЗ-21074. Также стоит сказать, что с 2009 года название компании-производителя поменялось на ООО «ПСА ВИС-Авто».

Серийный ВИС-23452 с передком от ВАЗ-21074
Серийный ВИС-23452 с передком от ВАЗ-21074

Самым экзотическим вариантом пикапа ВИС-2345 стал седельный тягач ВИС-23454, представленный в 2005 году на выставке «КомТранс». Он оснащался более мощным 1,7-литровым «нивовским» мотором и был предназначен для буксировки полуприцепа весом до 1500 кг (суммарный вес автопоезда – до 2730 кг). Грузовые полуприцепы для этого тягача выпускали на тольяттинском ООО «Пчельников и сыновья».

«Минифура» – седельный тягач ВИС-23454 с полуприцепом модели 910500 (фото М.Чернявского)
«Минифура» – седельный тягач ВИС-23454 с полуприцепом модели 910500 (фото М.Чернявского)

А еще на базе ВИС-2345 тольяттинская фирма «Техникс Рос Моторс» пробовала строить даже… трехосные пикапы с дополнительной поддерживающей осью! Интересно, что такой пикап предполагалось использовать как машину «двойного назначения», поскольку под съемной грузовой платформой у него было закреплено… седельно-сцепное устройство. Непонятно только, как в фирме собирались сертифицировать подобное транспортное средство…

«Трехоска» на базе ВИС-2345 с седельно-сцепным устройством под съемной грузовой платформой (фото Д.Гладкого)
«Трехоска» на базе ВИС-2345 с седельно-сцепным устройством под съемной грузовой платформой (фото Д.Гладкого)

В 1996 году пикапы аналогичной полурамной конструкции, с рессорной задней подвеской и точно такими же надстройками, на ВАЗинтерСервисе разработали и на базе «Нивы». Выпускать серийно их начали с 1999-го. Стандартная версия с 2-местной кабиной получила индекс ВИС-2346, фургон – ВИС-23462, версия с однорядной удлиненной кабиной – ВИС-23464, версия с удлиненной 5-местной кабиной – ВИС-23461 (в опытных образцах существовала с длинными дверьми от ВАЗ-21218 «Фора», серийно выпускалась с обычными дверьми от ВАЗ-21213).

Серийный ВИС-2346 (фото А.Новикова)
Серийный ВИС-2346 (фото А.Новикова)
Опытный ВИС-23461 с удлиненными дверьми (фото М.Шелепенкова)
Опытный ВИС-23461 с удлиненными дверьми (фото М.Шелепенкова)
Серийный ВИС-23461 (фото С.Андреева)
Серийный ВИС-23461 (фото С.Андреева)

Позже появились модификации фургонов с однорядными и двухрядными кабинами для спецслужб: МЧС, пожарной охраны, МВД. Эти машины получили индексы 294600, 294610, 294601, 294611. Производство пикапов и фургонов «сорок шестой» модели формально продолжается до сих пор, но в очень незначительных объемах: спрос на них невелик.

ВИС-294600 для пожарной охраны (фото С.Андреева)
ВИС-294600 для пожарной охраны (фото С.Андреева)

Интересной разновидностью пикапов марки ВИС на базе «Нивы» стала модель ВИС-2348. Формально это была та же модель ВИС-2346, но только вместо кабины от «Нивы» у нее использовалась передняя часть кузова от «пятнашки». При этом силовой агрегат и вся трансмиссия у этой машины были «нивовские». Разработали такой пикап в 2004 году, сертифицировали и наладили мелкосерийное производство в 2005-м. Машина получилась довольно дорогой и спросом не пользовалась. Но чем вообще было вызвано появление такого гибрида? Слухами о скором снятии с производства обычной «Нивы»! Надобность в такой модели отпала, как только АВТОВАЗ определился, что «старая Нива» будет жить дальше параллельно с выпуском «новой Нивы» на СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ». Суммарный тираж таких машин – порядка сотни единиц.

ВИС-2348: мелкосерийный гибрид «пятнашки» и «Нивы» (фото Н.Маркова)
ВИС-2348: мелкосерийный гибрид «пятнашки» и «Нивы» (фото Н.Маркова)
В опытном порядке на базе ВИС-2348 был построен вот такой грузопассажирский фургон ВИС-23481-12 (фото К.Дунаева)
В опытном порядке на базе ВИС-2348 был построен вот такой грузопассажирский фургон ВИС-23481-12 (фото К.Дунаева)

Ну и еще одна машина, о которой стоит упомянуть в этом разделе – опытный пикап «Капрал» с шарнирно-сочлененной рамой, построенный «ВАЗинтерСервисом» в 2002 году на базе ВИС-23464 с удлиненной кабиной. Его изюминкой была шарнирно-сочлененная конструкция: на бездорожье задняя полурама могла поворачиваться относительно кабины в поперечном направлении на угол до 20 градусов. Интересно, что десятилетием ранее тем же конструкторским коллективом еще в бытность работы на фирме «Восточное кольцо» аналогичное шарнирное транспортное средство было построено на шасси «уазика», но это, как говорится, уже другая история…

Шарнирно-сочлененный «Капрал» (фото из архива М.Чернявского)
Шарнирно-сочлененный «Капрал» (фото из архива М.Чернявского)

Продолжение статьи читайте ЗДЕСЬ!
Первую часть статьи «Грузовые Лады» читайте ЗДЕСЬ
Вторую часть статьи
«Грузовые Лады» читайте ЗДЕСЬ