Приводя ребенка на обучение, никто из родителей не просит оценивать способности их любимого чада. Его приводят с одной целью – чтобы его научили.
Ни для кого не секрет, что некоторые педагоги выступают против обучения технике рисования, обосновывая свое мнение тем, что при таком подходе ребенку навязываются стереотипы видения окружающего мира и способов его изображения. По их мнению, нужно отталкиваться от того, что может воспитанник. Ребенок будто бы должен сам писать картину – как может, выполнять рисунок без каких-либо образцов, приемов, знания определенного алгоритма, последовательности действий. Дали несчастному чистый лист бумаги и ждут, когда он на нем отобразит свое внутреннее «я», индивидуальное видение. Дидактические же методы обучения сторонниками такого обучения расцениваются как подавление личности.
И что же в итоге? Хорошо, если ребенок хоть немного владеет техникой рисования. В противном случае после первого же занятия он просто замкнется, отгородится от такого вида творчества и никогда добровольно не будет им заниматься. Ведь он пришел научиться рисовать, а от него почему-то требовали уже что-то изобразить. Уважаемые преподаватели-художники, будьте любезны, именно научите его рисовать. Для этого к вам и приводят родители своих детей. Ведь никто не требует пришедшего на обучение игре на фортепиано сразу же что-нибудь сыграть, хотя считается, что все дети музыкальны. Чем же отличается рисование?
Чтобы он мог отобразить на чистом листе то, что желает, что переполняет его внутри и рвется на холст, его нужно научить приемам рисования. Да, научите рисовать, к примеру, небо, воду, деревья и т.д. Даже учите изображать прямо отдельные предметы, явления природы. Причем совершенно разные: то же небо вечером, солнечным зимним утром и т.д. Покажите, как красками он может, допустим, передать, что это летнее утреннее небо, а не зимнее. Обучите всем нюансам мастерства. А эту пустую демагогию о том, что ребенок и сам, от природы умеет рисовать, оставьте при себе. Он хочет рисовать, дайте ему технические навыки как это сделать. Владея техникой изображения, он даст волю фантазии и будет рисовать в свое удовольствие.
А ведь художники рисуют не только красками, видов которых, впрочем, тоже множество, но и карандашами, мелками, пастелью, углем, нитками, способом печатания (самое любимое у преподавателей почему-то печатание листьями), солью, сваренным кофе и т.д. И рисовать-то можно кисточками, руками, мастихином и т.д. Монотипия, рисование по мокрому, мятый рисунок, набрызг – нет предела возможности выразиться художнику. Только научите.
Юные художники могут выразить себя и лепкой – исконно народное творчество (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка и т.д.). А ведь можно лепить и картины. Разные виды деятельности: работа со схемами, под руководством преподавателя, по памяти – помогают ребенку почувствовать себя уверенно, уметь отстоять свое видение окружающего мира и право изображать его соответственно своей внутренней потребности. В этом случае какую бы оценку ни давали его творческим работам, он не расстроится, не впадет в депрессию, – просто спокойно предоставит возможность каждому видеть в его творениях то, на что зритель способен в соответствии со своим интеллектуальным и духовным развитием.
Конечно, хорошо, что на курсах отсутствует такая форма деятельности, как обсуждение нарисованного детьми, сравнение, отбор наиболее интересных. Как можно отбирать картины или иные творческие работы? Где критерии, по которым можно это сделать? Как быть детям, чьи работы остались невыбранными в категорию лучших? В их душе запылает огонь соревнования, и они начнут больше стараться и добьются хороших результатов? Ничего подобного. Творчество – это самовыражение, отражение души ребенка, его внутреннего состояния в момент творения. Отвергается не рисунок, картина, отвергается душа художника, столь ранимая в любом возрасте, она натыкается на стену стереотипов и непонимания. И если на выставку его работа не попадает, если ее критикуют, считают «недоработанной» – дети сразу понимают, что стоит за этим бесформенным словом – он приходит к выводу, что он какой-то неправильный, без таланта, все делает не так, как хотят преподаватели, а иначе не умеет. К какому выводу он приходит?
Никогда больше не возьмусь ни за какое творчество, так как оно приносит только боль, непонимание. Творчество – это удовольствие. А чтобы оно действительно приносило радость, нужно научить ребенка рисовать предметы, явления, эмоции и т.д. Приводя ребенка на обучение, никто из родителей не просит оценивать способности их любимого чада. Его приводят с одной целью – чтобы его научили. Не могут – пусть сразу честно скажут, что набирают «удобных для обучения» детей: суперспособных и уже имеющих навыки рисования.
Преподаватели сейчас возмутятся: как так, мы что, ремесленников выпускаем? Уважаемые учителя, да, пожалуйста, выпустите хорошего ремесленника, за этим и приходим к вам. Не ставьте над детьми педагогические эксперименты, учите, пожалуйста, своему ремеслу: правильно держать ту же кисть, мастихин, смешивать цвета, понимать композицию картины, последовательность работы и т.д. А уж фантазии, как применить полученные ими знания, умения, навыки, у них предостаточно. И курс "Юный художник" – прекрасная возможность получить желаемые умения, знания, навыки. Они более мобильны в расписании, конкретны по программе, учитывают тот немаловажный для многих факт, что для детей этого возраста основным видом деятельности ребенка является игра. Курсы стараются принимать во внимание потребности, запросы, цели родителей, воспитанников. В учебных программах учитываются все аспекты, необходимые для качественного «научения», осуществляется практически индивидуальный подход к каждому ребенку.
Расписание занятий составляется таким образом, что родители могут выбрать для себя и ребенка наиболее приемлемые дни и часы. Всегда можно ознакомиться с программой обучения и понять, что же будет ребенок уметь на каждом из его этапов.
А потому курсы в положительно зарекомендовавших себя организациях дополнительного образования для многих родителей и их детей – прекрасная возможность соприкоснуться с прекрасным, постичь секреты этого волшебства и научиться рисовать, даже если приоритетны другие интересы.