То, что Москва – это порт 5 морей знает, пожалуй, каждый. Но не каждый знает, что эта фраза принадлежит И.В.Сталину, впервые произнесшему ее на открытии канала Москва-Волга, который ныне носит название канала имени Москвы.
В начале тридцатых годов в Москве обнаружился недостаток питьевой воды. Население столицы неуклонно росло, а Москва-река обмелела настолько, что ее можно было перейти вброд в районе кремлевской стены.
Прорыть 128-километровый канал, соединяющий Москву с Волгой через Дмитровскую возвышенность, которая на 60 метров выше уровня Москвы-реки казалось невозможным большинству инженеров-гидрологов, но товарищ Сталин уже тогда знал, что перед советским зэком невыполнимых задач нет.
А потому в 1932 году для выполнения работ по строительству канала был создано лагерное объединение - Дмитровлаг. Рабочих обучали и готовили прямо на стройке, там же их и хоронили.
Рабочий день «каналоармейца» длился 10-12 часов, выходной полагался один раз в декаду. За выработку нормы, а это 8 кубометров поднятого грунта, полагалась пайка – 600 граммов хлеба. За невыполнение нормы с пайки скидывали 100 грамм, за периодическое невыполнение – 200 грамм.
Точное количество погибших на стройке канала неизвестно. Архив Дмитровлага был уничтожен органами НКВД в 1941 году, когда немцы приближались к Москве. Солженицын утверждает, что только за первый год стройки погибло около 100 тысяч заключенных, а Дмитровские историки говорят о почти полутора миллионах, сгинувших на великой стройке.