-Откуда вы?- Всю жизнь живу и продолжаю жить в одном из крупных городов России. В детстве пару раз отбывал на пару четвертей выправлять успеваемость к родственникам в другой город,
-Где и кем вы работаете? -Я работаю начальником осветительского цеха в театре.
-Как вы пришли в эту профессию? -Как и многие из театральных работников я начинал с театральных студий. После третьей решил, что буду актером. Потом не хватило усердия при подготовке к вузу, хехе)
Познакомился с будущей женой, она меня привела в свою студию, а там худ.рук заведует осветительским цехом. Он меня начал привлекать так просто на интерес - фонари потаскать, на монтаже, направке помочь. Ну и пошло-поехало.
-Расскажите о своем становлении из осветителя в начальника осветителей. -Я работал в театре осветителем и параллельно халтурил в другом на свете и звуке. Там такой маленький театр без своей и сцены и без своих служб. Их покинул зав.постановочной части и мне предложили. Было неожиданно :)
Так я работал в двух местах, потом устал, появился ребенок.. Короче ушел отовсюду и пошел в классический крупный театр. Потом понял, что пора расти дальше, внутри цеха рости не давали, так что ждал момента и тот подвернулся. Пришел по объявлению на должность начальника. У меня был уже хороший опыт и ценные рекомендации - меня взяли.
-Как много из технического персонала театра людей, неудавшиеся артисты? -Всерьез неудавшихся (я себя к таким не отношу) немного. Театр - это такое место, которое надо хоть немного любить, иначе зачем это все?)
Таких как я, кто в большей/меньшей степени занимался актерским мастерством довольно много. Есть и дипломированные актеры - у меня в цеху один есть, например.
-Опишите свою работу, в день театральной премьеры. -Утром обычно финальные правки с художником по свету, доделки/допилки всяких мелочей, уточнения партитур. Это не совсем мой процесс, но я стараюсь курировать спектакль, пока он не обкатается, и все не запомнят, что делать.
Потом разговор с художником, обсуждение выпуска (что понравилось, что было не так), сбор бумаг по премьере (закрывают финансирование, надо отчитаться, что все получили, что нужно), просто беготня по театру в поисках решения какой-нибудь технической неисправности (я не суеверный совсем, но в день премьеры ВСЕГДА что-нибудь ломается, серьезно). Потом спектакль, нервы. Ну и банкет :) Не менее важная часть процесса:)
-Что происходит на банкетах после премьеры? -Официальные высокопарные поздравления, благодарности, потом пьянка различной степени тяжести =) Не самое интересное мероприятие на свете, честно говоря.
-Что вас больше всего удивило в работе, когда вы только устроились? -Меня удивила и обрадовала вот эта атмосфера периодического безумия. Идешь по коридору и тут из-за угла тебе навстречу человек с головой коня идет. Ну по делу идет, все нормально.
В негативном ключе удивило, что в технической части театра очень много дилетантов. Прямо большая часть.
- В России где-то учат вашему ремеслу? -Можно сказать, что нет. Начали преподавать в колледже одном средне-специальное "Осветитель", но это полная ерунда. Приходили ко мне практиканты оттуда - знаний ноль. В театральном институте учат художников по свету. Есть еще всякие курсы коммерческие. С нашей профессией исторически проблема с образованием, особенно в России. Сейчас лед тронулся потихонечку. В Москве еще лучше, но в целом пока нормального образования, что бы стать профессионалом сразу - нет.
-При постановке спектакля, вы взаимодействуете с режиссером, актерами. Как легко наладить контакт с людьми искусства? -В мою работу как раз особо не входит взаимодействовать с людьми искусства - для этого есть художник по свету спектакля. На мне обычно эксплуатация готового. Но это по уставу. В работе конечно часто приходится общаться, обсуждать, останавливать полет фантазии, когда он выходит за рамки возможного или безопасного, короче стараться сделать хорошо всем. Выходит, как можно догадаться, не всегда. Актеры бывают капризные и самовлюбленные, режиссеры бывают истеричные и хамские, художники бывают безразличные и пьяницы..
-Капризные и самовлюбленные часто вас выводят из себя? -Скорее хамские и несправедливые. Я всегда держусь в рамках - должность обязывает. Если я буду кричать и пускаться в полемику, то быстро потеряю уважение коллектива. И руководства. Ну и себя.
-Вы работали с какими-то известными актерами, режиссерами? -Было дело, но не в тесном контакте. Помню на сцене Светина, например. Потрясающей энергии человек! В свои года скакал как ангорская лань.
-Что вас за все время работы больше всего в них удивило\поразило? -Наверно то, что это очень чуткие люди, но проявляется это совсем неожиданно. Как сказал один очень хороший художник по свету: "никогда не говорите режиссеру во время выпуска, что у вас болит живот - он будет воспринимать это как свою вину". (Цитата может быть не точной).
Актеры и режиссеры могут равнодушно отнестись к каким-то важным для вас вещам, а к малозначительным (с вашей точки зрения) наоборот - с огромным вниманием. Они точно с другой планеты.
-Сколько людей в вашем подчинении? - 22 человека.
-Начальник осветительного цеха, это потолок вашего роста? -Это интересный вопрос :)
Если речь идет о росте как технического специалиста, то - да. Можно разве что в театр побольше уйти, или в какую-нибудь контору, которая занимается проектированием, например. Так же для каждого осветителя есть потенциальная возможность стать художником по свету, но насколько это рост - понятие субъективное. Ты можешь хорошо знать технику, пульты управления, системы, хорошо ладить с людьми, но быть плохим художником - тут уже от вкуса и способностей зависит. Я выпускал спектакли как художник, но постоянно этим заниматься не хотел бы - слишком люблю кнопки нажимать :)
-У вас существует такая проблема - как текучка ваших подчиненных? – Нет. Зарплаты в театрах небольшие, поэтому людей держит коллектив и гибкий график, чем я и занимался. Мало таких мест работы, где понедельник - выходной, например (а в 95% театрах именно так). Ну и в течении недели может быть выходной. Я выстраивал всегда гибкую схему - спрашивал у ребят кому когда удобно и старался их пожелания соблюдать. Так и на халтуры успеваешь и отдохнуть.
-При приеме нового осветителя, вы лично проводите собеседование? - Конечно. Еще проверяю отзывы с прошлых мест работы (если опытный), не было ли проблем с человеком. Театр - это испытание для психики.
-Кого вы точно никогда не возьмете? -Тех, кто позволял себе выходить на работу нетрезвым. Это сразу мимо в моем случае. Мы работаем с электричеством - это реальная опасность. Ну и вообще сцена - это не шутки. Ездят штанкеты, катаются декорации, темно за кулисами. Надо держать нос по ветру.
-За время вашей работы, кто-то получал травмы в театре? -Было дело, благо не моем цеху. Монтировщик ногу ломал, актриса с лестницы падала. Лишнее напоминание, что о технике безопасности забывать не стоит никогда.
-Когда перегорает лампочка во время спектакля, это проблема? -Зависит от спектакля. Если это светлая картина с заливкой - никто и не заметит. Если артист стоит в одном луче и тот перегорел - это проблема еще какая! Ну и от площадки зависит. На больших сценах обычно есть некий "дубль" для таких острых моментов. На маленьких чаще всего для этого просто нет ресурсов. На такой случай надо хорошо знать что у тебя и куда светит, что бы если случается такая история не оставить людей без света.
-Что вы должны делать, если артист забыл слова и вот-вот запустится другая сцена? -Ориентироваться по ситуации. Если хорошо знаешь спектакль и понимаешь, что пошли дальше пропустив реплику - переходишь и все. Если плохо знаешь, то все равно поймешь, но позже. Вообще в таких случаях вина на артисте - от него много зависит. Особенно страшно, когда кусок выкинули, а потом вспомнили. Если картины разные, то это ставит осветителя за пультом в затруднительную ситуацию - программы-то записаны последовательно. Театр - не место для широкой импровизации световиков.
-Как много требуется времени для понимания всего оборудования? -Тут зависит от смекалки. Проблема с работой больше в специфике театра. Каждый - как маленькое государство. Со своими законами, границами, формальными и неформальными лидерами. И бюрократия. Везде она есть, и вроде как законы одни и те же, но подход везде абсолютно разный. В одном месте ты просто бежишь и покупаешь какую-нибудь вещь в магазине, приносишь чек и тебе все оплачивают. В других так может не пройти. Будьте добры все делать заранее.
-Какие не официальные границы есть у вас? -Не трогать заслуженных работников (есть люди, которые в театре всю жизнь). Ориентироваться на личные предпочтения начальства при разговоре с арендаторами (бывает, что с кем-то давно знакомы и идем на любые уступки, а с кем-то наоборот - приходится по-строже).
-Существует мнение- в театрах никогда не прекращается под коверная борьба. Это правда? Принимаете ли вы в этом участие? -Отчасти. Это больше касается классических театров - оперы и особенно балета. В драме очень зависит от масштабов. В маленьком театре, когда все постоянно в контакте да - бывают нешуточные интриги. В больших с этим проще. Я лично стараюсь не впутываться, но иногда становлюсь невольным фигурантом :)
Ну и приходится ориентироваться на общественное мнение, стараться держать ухо востро. Вовремя не поболтаешь с кем-нибудь, не разрядишь обстановку и ёк - ты или твой цех становится крайним в любой ситуации.
-Какие взаимоотношения внутри театра? Для артистов, режиссеров есть разница в отношение, когда перед ними начальник или просто осветитель? -Есть. И чем больше театр - тем больше эта разница. Ну это то, что касается именно рабочих взаимоотношений. На личные как раз влияют больше годы, проведенные в одном театре. Есть народные артисты, которые со мной никак, а с заслуженными сотрудниками, которые в театре больше 15ти лет - на короткой ноге.
-Обсуждается в профессиональной среде дело Серебренникова?(Андрей Серебрянников осужден ч. 4 ст. 159 УК «Хищение в особо крупном размере», назывался ущерб на сумму более 200 млн рублей) После этого что-то поменялось? -О, еще как, но это больше в актерской среде. В целом ситуация не выглядит как-то из ряда вон. Театр, как и любое бюджетное учреждение, есть поле для распилов.
-Как пилят у вас? -Самое большое поле - это выпуск спектакля и реконструкции. Изготовление декораций, закупка оборудования - это дорого. Договариваются с поставщиками. Сумма написана одна - на деле другая. Разница - по карманам. Договор на аренду - отдельная песня. Можно арендовать театр условно "пустой", можно с аппаратурой, можно с персоналом. А приборы и так висят. А люди и так за зарплату ту же работают. Разница туда же. В карман режиссера? - Нет. Режиссер обычно работает за гонорар. Если он работает в этом театре (худ.руком или главным режиссером), то теоретически может иметь место "у кормушки", но в основном это дела дирекции. Режиссер творчеством занят. Он свои деньги при обсуждении оплаты за постановку выбил.
-Окажись вы у кормушки? -Нет. Я категорически против. Были даже варианты, но нет. Все, что мы можем реально делать, дабы изменить систему - это быть лучше. И воспитывать детей в тех же ценностях. Мое мнение такое.
-Театр - это ваш не единственный источник заработка? - Лично я - рабочий однолюб. Крайне редко вписываюсь в сторонние проекты - обидно распыляться. Но мои коллеги много работают на стороне. Например есть много театров без своих осветителей (всякие маленькие, без площадки своей), концерты, клубные тусовки, праздники - везде не обходится без света. Кому-то нужно это придумывать, монтировать, направлять, прописывать и проводить.
-Идя на такие халтуры как: концерты, клубные тусовки, праздники. на какое вознаграждение человек вашего ремесла может рассчитывать? -От 2х до 6ти тысяч за исполнительскую работу (смонтировать, направить, провести). Зависит от работодателя и персонального "минимума".
-По вашему мнению, что еще может тормозить деятельность театров в нашей стране? -Да ее пойди затормози :)
Зарплаты маленькие в большинстве театров. Вот и приходится крутиться. Это всех касается - и актеров, и техников.
-Вы любите свою работу? -Да. Мне очень интересно развивать цех. Свет - очень прогрессивная сфера. Постоянно что-то происходит новое. Сейчас, например, революция светодиодов - это ж какое поле для деятельности!
Порой конечно тяжело, сложно за всем уследить, начальство дрюкает, коллектив сюрпризы подкидывает, но в целом работа увлекательная - скучать некогда.
-Если я не ошибаюсь, то человек 75% информации получает зрительно. Вы чувствуете на себе эту ответственность? -Еще как! Более того - единственное, что человек видит - это свет, просто отраженный от объектов. Особенно в наш технологический век, когда театр все больше обрастает техникой, ответственность на нашего брата возлагается все больше. Есть такая старая театральная поговорка: "В темноте поймешь скорей, кто в театре всех главней!"
-Во время спектакля где вы находитесь? -Я в текущем процесс обычно не участвую. Так что стремлюсь уже быть дома. Бывают сложные спектакли, или премьеры, когда я контролирую ситуацию. Обычно в таких случаях я сижу в регуляторе, рядом с оператором пульта.
-Вы наблюдаете за реакцией людей, на то или иное действие на сцене? -Бывает. Вообще редко случается что-то из ряда вон - зритель чаще всего воспитанный. Плачут, смеются, хлопают - это хорошо. Вообще рекомендую не стесняться таких проявлений - артистам это важно.
Утомляет, что на каждом спектакле обязательно какая-то личность не выключила телефон и он звонит в какой-нибудь ответственный душещипательные момент. Ужас! Люди! Выключайте телефон в театре - это же кошмар.
Один раз при мне мужчина ушел в угол зала и начал говорить по телефону, так артисты остановили действие и стали ждать, пока тот договорит. Потом торжественно встретили его вопросом: "Ну как? Они помогут?".
-За время вашей работы, самый курьезный случай? -Ну случай с телефоном я уже рассказал :)
Еще было забавно, когда у арендаторов не заработал поворотный круг, которые вертит декорацию. 5 монтировщиков в черном легли сбоку и крутили его как белки. Ну такие.. белки-ниндзя :)
Был еще неприятный курьез, когда новый сотрудник оказался с неврологическими проблемами - приступ накрыл его в зрительном зале во время репетиции. Я прибегаю - сидит без обуви, лицо в крови, не понимает, где находится. Посадил на такси. На следующий день мы с ним простились.
-Какие качества необходимы осветителю? -Ответственность, гибкость (физическая и мышления), внимание к мелочам. Наша работа состоит из мелочей, важно уделять им достаточно внимания.
-Если вас в скором времени заменит автоматика, вы уйдете из театральной сферы? -Не заменит. Чем сложнее система, тем больше необходимость в квалифицированных кадрах. К тому же кому-то все равно нужно это дело носить, подключать, управлять.
Но из театральной сферы подумываю уйти когда-нибудь. Утомительно. Вечный бардак, вечный аврал, порой зависишь от откровенно непрофессиональных людей. Хочу когда-нибудь уйти в проектную компанию какую-нибудь, например.
-К вам обращаются друзья\знакомые за билетами? -Да, надоели уже :)
-Вы можете провести человека на премьеру, если очень хорошо "попросит"? -Обычно могу. К тому же почти на каждом выпуске есть показ "для пап и мам" - первый показ на зрителя (это важный фактор, как зритель реагирует на действие), когда билеты не продаются, а все работники приглашают "своих".