Найти тему
Агата Колобанова

Как научиться не кричать на детей. Часть четвертая. Ребенок ведет себя вызывающе.

Четвертая часть цикла статей посвящена еще одной ситуации, которую многим родителям не удается преодолеть без крика. Вызывающее поведение ребенка.

Чаще всего это происходит в общественном месте, в гостях, или дома во время прихода гостей. В общем, в присутствии сторонних людей. Наедине с родителем тоже случается, но гораздо реже.

Ребенок ведет себя безобразно. Капризничает, кривляется, не слушает, дерзит. Делает то, что часто называют емким словом «нарывается». Увещевания не помогают, ребенок все сильнее входит в раж, пока не доводит родителя до вспышки гнева. После чего резко успокаивается, словно этого и добивался.

Часто можно услышать мнение, что в данной ситуации ребенку просто не хватает внимания, вот он и добывает его как может. Мнение сильно обобщенное и всей ситуации не отражает.

Ребенок, однозначно, ведет себя вызывающе потому, что сильно возбужден. А вот возбуждение ребенка может иметь разные причины.

1 Протест. Ребенок исходно не хотел участвовать в мероприятии, на которое его привели, или в заведение, куда пришел с родителями. Тогда поведение ребенка, это его протест против навязанной ситуации. Такое часто можно наблюдать в детских поликлиниках. Самый лучший способ решить проблему- начать интересный для ребенка разговор или словесную игру прямо на выходе из квартиры. Тогда ребенок не будет испытывать дискомфорта и протеста, и вызывающего поведения не возникнет. Мы с детьми используем для таких случаев «модуль» - своеобразную игру, в которой я придумываю сказку, а у каждого из детей в этой сказке имеется по своему герою. Хороши так же игры в слова и в «черный-белый не берите».

2 Ребенок устал, голоден или чувствует себя дискомфортно (жарко, холодно, хочет пить). Дети очень долго не способны осознать свои потребности. Они просто испытывают дискомфорт, который выражают капризами и вызывающим поведением. Поэтому в арсенале родителя всегда должна быть бутылочка с питьем, легкая еда для перекуса, запасная кофточка для ребенка и много интересных баек для отвлечения внимания усталого ребенка. Вовремя выданные булочка с пакетиком сока творят чудеса. Проверено в том числе и на мне моей многострадальной мамой.

3 Ребенок перевозбужден. Это случается с детьми, обладающими возбудимым типом нервной системы. Людное место, непривычная обстановка, большое скопление людей вызывает перегрузку нервной системы, ребенок «идет вразнос». Возбуждение нарастает, а замечания родителя только подбавляют возбуждения ребенку. Справиться с возбуждением ребенок может только двумя способами – выплеснув его или покинув возбуждающую обстановку.

Вспышка гнева родителя дает ребенку как раз возможность разрядки через страх перед гневом родителя. Поэтому перевозбужденные дети бывают очень-очень вредными.

Тут следует действовать по ситуации. Одних детей проще увести в уголок, обнять, спокойно с ними там посидеть, поговорить на отвлеченные темы и дать справиться с напряжением. Другие же, наоборот, нуждаются в разрядке. И лучший способ утихомирить их без эксцессов, это интенсивная физическая нагрузка, после которой уставший ребенок сможет отсидеться, отдышаться и успокоиться.

4 Ребенок плохо себя чувствует. Это уже экстренная ситуация. Слишком горячая кожа ребенка, прерывистое дыхание, раскрасневшиеся щеки, или, наоборот, раздражительность и бледность при холодных руках – ваш ребенок не только ведет себя вредно, но и выглядит необычно. Это уже не вызывающее поведение, это сигнал ребенка о помощи.

5 Ребенок протестует против присутствия рядом конкретного человека. Бывает и так. По какой-то причине ребенок не любит конкретного человека, не хочет с ним общаться и ведет себя безобразно и вызывающе в его присутствии. Задумайтесь, стоит ли принуждать ребенка общаться с человеком, против присутствия которого он так активно протестует. Если общение необходимо, ищите и устраняйте причины неприязни ребенка к этому человеку. Его поведение – лишь последствие ситуации, защита.

6 Ребенок требует внимания. Да, это не единственная причина вызывающего поведения. Но она тоже существует. Чаще всего такое происходит тогда, когда мама или оба родителя отвлечены на своих взрослых знакомых, а ребенку не с кем общаться. Ревность, скука, разочарование – все вместе заставляет ребенка вести себя очень и очень вредно. Можно выгнать ребенка в другую комнату, отругать, он все равно будет выражать свой протест действием. Поэтому ситуацию лучше постараться предотвратить, заранее обеспечив ребенка развлечением. Ну а уж если не получилось, попробуйте вовлечь ребенка в ситуацию. Пусть, к примеру, маленький «официант» подает напитки, приносит тарелки и участвует в ситуации. Дайте ему салфетку через руку для антуража, и ведите себя как в настоящем ресторане. Вовлеченный в игровое общение, ребенок действует по правилам взрослого, но при этом не чувствует себя обделенным и брошенным.

Помните: ребенок ведет себя вызывающе не просто так. Его поведение вызвано или дискомфортом или перевозбуждением. Устраняйте не следствие, а причину.

Часть первая, анализ ситуации.

Часть вторая, домашние задания.

Часть третья, ребенок игнорирует замечания.