Четвертая часть цикла статей посвящена еще одной ситуации, которую многим родителям не удается преодолеть без крика. Вызывающее поведение ребенка.
Чаще всего это происходит в общественном месте, в гостях, или дома во время прихода гостей. В общем, в присутствии сторонних людей. Наедине с родителем тоже случается, но гораздо реже.
Ребенок ведет себя безобразно. Капризничает, кривляется, не слушает, дерзит. Делает то, что часто называют емким словом «нарывается». Увещевания не помогают, ребенок все сильнее входит в раж, пока не доводит родителя до вспышки гнева. После чего резко успокаивается, словно этого и добивался.
Часто можно услышать мнение, что в данной ситуации ребенку просто не хватает внимания, вот он и добывает его как может. Мнение сильно обобщенное и всей ситуации не отражает.
Ребенок, однозначно, ведет себя вызывающе потому, что сильно возбужден. А вот возбуждение ребенка может иметь разные причины.
1 Протест. Ребенок исходно не хотел участвовать в мероприятии, на которое его привели, или в заведение, куда пришел с родителями. Тогда поведение ребенка, это его протест против навязанной ситуации. Такое часто можно наблюдать в детских поликлиниках. Самый лучший способ решить проблему- начать интересный для ребенка разговор или словесную игру прямо на выходе из квартиры. Тогда ребенок не будет испытывать дискомфорта и протеста, и вызывающего поведения не возникнет. Мы с детьми используем для таких случаев «модуль» - своеобразную игру, в которой я придумываю сказку, а у каждого из детей в этой сказке имеется по своему герою. Хороши так же игры в слова и в «черный-белый не берите».
2 Ребенок устал, голоден или чувствует себя дискомфортно (жарко, холодно, хочет пить). Дети очень долго не способны осознать свои потребности. Они просто испытывают дискомфорт, который выражают капризами и вызывающим поведением. Поэтому в арсенале родителя всегда должна быть бутылочка с питьем, легкая еда для перекуса, запасная кофточка для ребенка и много интересных баек для отвлечения внимания усталого ребенка. Вовремя выданные булочка с пакетиком сока творят чудеса. Проверено в том числе и на мне моей многострадальной мамой.
3 Ребенок перевозбужден. Это случается с детьми, обладающими возбудимым типом нервной системы. Людное место, непривычная обстановка, большое скопление людей вызывает перегрузку нервной системы, ребенок «идет вразнос». Возбуждение нарастает, а замечания родителя только подбавляют возбуждения ребенку. Справиться с возбуждением ребенок может только двумя способами – выплеснув его или покинув возбуждающую обстановку.
Вспышка гнева родителя дает ребенку как раз возможность разрядки через страх перед гневом родителя. Поэтому перевозбужденные дети бывают очень-очень вредными.
Тут следует действовать по ситуации. Одних детей проще увести в уголок, обнять, спокойно с ними там посидеть, поговорить на отвлеченные темы и дать справиться с напряжением. Другие же, наоборот, нуждаются в разрядке. И лучший способ утихомирить их без эксцессов, это интенсивная физическая нагрузка, после которой уставший ребенок сможет отсидеться, отдышаться и успокоиться.
4 Ребенок плохо себя чувствует. Это уже экстренная ситуация. Слишком горячая кожа ребенка, прерывистое дыхание, раскрасневшиеся щеки, или, наоборот, раздражительность и бледность при холодных руках – ваш ребенок не только ведет себя вредно, но и выглядит необычно. Это уже не вызывающее поведение, это сигнал ребенка о помощи.
5 Ребенок протестует против присутствия рядом конкретного человека. Бывает и так. По какой-то причине ребенок не любит конкретного человека, не хочет с ним общаться и ведет себя безобразно и вызывающе в его присутствии. Задумайтесь, стоит ли принуждать ребенка общаться с человеком, против присутствия которого он так активно протестует. Если общение необходимо, ищите и устраняйте причины неприязни ребенка к этому человеку. Его поведение – лишь последствие ситуации, защита.
6 Ребенок требует внимания. Да, это не единственная причина вызывающего поведения. Но она тоже существует. Чаще всего такое происходит тогда, когда мама или оба родителя отвлечены на своих взрослых знакомых, а ребенку не с кем общаться. Ревность, скука, разочарование – все вместе заставляет ребенка вести себя очень и очень вредно. Можно выгнать ребенка в другую комнату, отругать, он все равно будет выражать свой протест действием. Поэтому ситуацию лучше постараться предотвратить, заранее обеспечив ребенка развлечением. Ну а уж если не получилось, попробуйте вовлечь ребенка в ситуацию. Пусть, к примеру, маленький «официант» подает напитки, приносит тарелки и участвует в ситуации. Дайте ему салфетку через руку для антуража, и ведите себя как в настоящем ресторане. Вовлеченный в игровое общение, ребенок действует по правилам взрослого, но при этом не чувствует себя обделенным и брошенным.
Помните: ребенок ведет себя вызывающе не просто так. Его поведение вызвано или дискомфортом или перевозбуждением. Устраняйте не следствие, а причину.
Часть первая, анализ ситуации.
Часть вторая, домашние задания.
Часть третья, ребенок игнорирует замечания.