Найти тему
Человек играющий

С чего начиналась SEGA: русские эмигранты и Перл-Харбор

Оглавление

SEGA – одна из самых известных игровых компаний, но мало кто знает, что она ещё и одна из самых старейших. Дата основания компании – вопрос, на который нельзя дать однозначный ответ. За точку отчёта можно взять 1965 год, когда Rosen Enterprises и Service Games of Japan объединились в в Sega Enterprises. Можно вернуться ещё на 13 лет назад – в 1952 – к дате основания самой Service Games of Japan, которая, в свою очередь, выросла из Standard Games, что запустилась ещё в 1940. Я же зайду С САМОГО НАЧАЛА – с 1933 года.

Irving Bromberg Co.

В 1933 году сын русских евреев, иммигрировавших из Российской Империи, Ирвинг Бромберг переезжает из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, чтобы основывать там компанию Irving Bromberg Co. Компания Бромберга занималась дистрибьюцией самых первых развлекательных вендинговых аппаратов и сыграла не последнюю роль в популяризации пинбола Bingo,
его клона Baffle Ball и пинбола со звуком Contact.

Baffle Ball
Baffle Ball

Тем временем сын Ирвина Бромберга Мартин (в последствии он возьмёт фамилию Bromley) уже закончил школу и принялся постигать тонкости бизнеса своего отца. В какой-то момент Мартин отправляется на Гавайи и начинает реализовывать вендинговые аппараты дислоцированным там военнослужащим армии США (а точнее, снабжать ими военные базы). В основном это были музыкальные автоматы, однорукие бандиты, игры типа пинбола и автоматы по продаже еды и напитков.

*Не известно, отправился ли Мартин на острова в качестве военнослужащего или попал туда исключительно из коммерческих соображений, но в 40-м он проходил службу в Перл-Харборе.

Service Games

Спустя некоторое время Мартин вступает в партнёрство с другим бизнесменом – Джеймсом Хампертом, в результате чего рождается новая компания – Service Games, которая уже не ведёт дела на материке, а полностью концентрируется на снабжении игровыми автоматами тихоокеанских военных баз. Материковые дистрибьюторы не работали на островах, поэтому молодая компания очень быстро освоила местный рынок.

Однорукие бандиты Diamond 3 Star, которые Service Games импортировала на военные базы
Однорукие бандиты Diamond 3 Star, которые Service Games импортировала на военные базы

Service Games прекрасно себя чувствовала на островах вплоть до 1951 года, когда в рамках компании по борьбе с азартными играми Конгресс США запретил размещение игровых автоматов на территории военных баз. Однако, как это часто бывает, в законе нашлась брешь. Запрет на игровые автоматы распространялся только на военные базы, размещённые на территории США, а к этому времени большое количество американских военнослужащих уже находились в Корее и оккупированной послевоенной Японии. Так что уже в феврале 1952 года Service Games высылают "десант" на военные базы Юго-Восточной Азии и, в особенности, Японии. К названию компании Service Games прибавляется "of Japan".

*На самом деле, у Мартина и его компании было очень много проблем с властями, которые нередко заканчивались судами и крупными штрафами. Проблемы с законом преследовали Service Games (в последствии SEGA) вплоть до 70-х годов, когда Мартин Бромли вновь пытался зайти на рынок развлечений для военных, на этот раз уже воевавших во Вьетнаме.

В 1960 году Service Games распадается на две части: Nihon Goraku Bussan (дистрибуция) и Nihon Kikai Seizo (производство). Именно тогда был впервые использован бренд SEGA – так назывался музыкальный автомат Sega 1000 – первый полностью оригинальный продукт теперь уже совсем японской компании, возглавляемой американцем.

Руководство по сборке и эксплуатации Sega 1000
Руководство по сборке и эксплуатации Sega 1000

Rosen Enterprises

Параллельно с Мартином Бромбергом рынок развлечений Японии начал осваивать и другой американский бизнесмен – Дэвид Розен. Розен служил в ВВС США в Японии во время корейской войны с 1949 по 1952 годы, а по возвращению домой пытался наладить экспорт диковинных сувениров из Японии в США под брендом Rosen Enterprises. Дела шли не очень хорошо пока он не предпринял попытку перевернуть схему, а именно – предложить американские товары стремительно выбирающимся из нищеты японцам. Настоящий успех предприятию Розена принесла дистрибуция кабин мгновенной фотографии Photorama, которые очень быстро стали настоящим хитом в Японии.

 Дэвид Розен и его жена Масаё в 1982 году
Дэвид Розен и его жена Масаё в 1982 году

Однако бизнес Розена с мгновенными фотографиями быстро оброс подражателями и растерял взрывную популярность, что была на старте. Нужно было искать другие способы развлечь японцев, и бизнесмен обратил внимание на механические игровые автоматы. В 1956 году Rosen Enterprises получает у Министерства международной торговли и промышленности разрешение на импорт игровых автоматов в Японию на сумму $100 000. Как мы уже знаем, Service Games of Japan работали исключительно по военным базам США, так что рынок был свободен. Наиболее популярными у японцев играми из числа привезённых Rosen Enterprises стали механические тиры Seeburg's Shoot the Bear и Coon Hunt.

*Сначала Розен импортировал игровые автоматы произведённые в Чикаго, но к 1961 году американское производство механических аркад сократилось, и Rosen Enterprises открыли собственное производство устройств совместно с ведущими японскими инженерами из уже знакомой нам Nihon Goraku Bussan.

Seeburg's Shoot the Bear
Seeburg's Shoot the Bear

Sega Enterprises

Rosen Enterprises очень быстро захватывала рынок вендинговых развлечений Японии и глава компании подумывал о расширении через слияние с потенциальным конкурентом Nihon Goraku Bussan. Переговоры с Мартином Бромли прошли успешно, и в 1965 году обе стороны объединились в Sega Enterprises Ltd. (бренд "Sega" взяли у Nihon Goraku Bussan, а «Enterprises» досталось в наследство от компании Розена).

Новость о слиянии Rosen Enterprises и Nihon Goraku Bussan в сентябрьском номере журнала CashBox за 1965 год
Новость о слиянии Rosen Enterprises и Nihon Goraku Bussan в сентябрьском номере журнала CashBox за 1965 год

Основа бизнеса Sega Enterprises всё ещё находилась в секторе музыкальных автоматов, но это изменилось в 1966 году с выходом легендарной Periscope. Этот электро-механический симулятор подводной лодки с картонными корабликами мгновенно стал хитом в Японии, а затем и за её пределами – в Европе и Америке.

В конце 1960-х годов Periscope возродил американскую индустрию аркадных развлечений, которая с 1961 года переживала кризис из-за застоя и отсутствия новых идей у традиционных производителей аркад из Чикаго. Американские дистрибьюторы стали возить аркады Periscope из Японии в США, хотя ещё несколько лет назад никто не мог и помыслить о таком развороте ситуации на 180 градусов. В условиях конкуренции с SEGA чикагские производители игровых автоматов реорганизовались и вновь раскачали маховик популярности аркадных развлечений. Дэвид Розен позже сказал: «Если вы поговорите с пионерами игровой индустрии, они скажут вам, что выход Periscope стал поворотным моментом в отрасли.»

Periscope
Periscope

SEGA входила в эпоху транзисторной революции с очень хороших стартовых позиций. Разработка собственных видеоигр и игровых платформ была лишь вопросом времени для набирающего обороты японского гиганта индустрии развлечений, но это, как вы понимаете, невероятно обширная тема, заслуживающая отдельного материала.

Истории становления известных игровых компаний будут продолжать выходить на этом канале, поэтому подписывайтесь, если вам интересен такой формат. В прошлый раз я рассказывал про историю Ubisoft французскую игровую компанию, подарившую нам Rayman, Splinter Cell, Assassin’s Creed и множество других франшиз.

Канал Telegram | Паблик ВК